Найти тему
АиФ-Адыгея

Время влюбчивых героев. Чем Театр кукол удивит подростковую аудиторию

   Время влюбчивых героев.
Время влюбчивых героев.

Спектакли категории 14+ стали в наше время редкостью - сказывается дефицит подростковых пьес и сложность восприятия их юными зрителями. Однако в Театре кукол «Золотой кувшин» уверены: водевиль XIX подростки поймут и примут. Сейчас в театре идут прогоны спектакля-фарса «Беда от нежного сердца» по известной комедии Владимира Соллогуба.

Классика с гаджетом в руках

На сцене - большой циферблат с колёсиками и стрелками. И на его фоне актёры в футуристических костюмах с перчаточными куклами на руках разыгрывают старинный водевиль. Хотя ничто на сцене старину не напоминает - история любви, корысти и бескорыстия, разыгранная актёрами, актуальна и в наши дни. И хотя изъясняются герои высокопарно, они вполне узнаваемы: одна держит в руках гаджет с известным яблоком и делает кучу селфи, вторая рассуждает о выгодной партии для дочери, третий влюбчив не в меру и обещает жениться на каждой хорошенькой девушке, а его папенька мечтает пристроить сына-фанфарона в надёжные руки и не остаться при этом в накладе. Куда современней?

«Наша задача была сложна и проста одновременно: уйти от бытовой архаики XIX века, осовременить декорации, костюмы, реквизит, манеру персонажей говорить и двигаться по сцене. Мы хотели сделать героев и ситуацию узнаваемыми для молодых, чтобы сюжет стал близок и понятен зрителям», - рассказала режиссёр спектакля Татьяна Дрожжина.

По её словам, водевиль, переделанный в фарс, поднимает проблему умения разбираться в людях и реальной самооценки в разных жизненных ситуациях. Но главная мысль спектакля: в любых ситуациях победа всё равно остаётся за искренностью, любовью, верностью и бескорыстием.

Куклы из-за пазухи и из трости

Премьера спектакля станет открытием не только для зрителя, но и для самих актёров - играть русскую классику, да ещё для подростков, им очень интересно. А потому прогоны нового спектакля проходят увлечённо, азартно. Чтобы было ещё веселее, на ходу придумываются новые репризы, почти кукольные хореографические вставки.

- 14+ - это тот возраст, когда зрителя надо удивлять. Вспоминаю себя в эти годы: человек, познавший мир, которого ничем не удивить, который всё отвергает, а его самого никто не понимает. Но именно с подростками мы поразмышляем о настоящей любви, о том, как легко её спутать с поверхностным увлечением. Я изначально относился к этому спектаклю не как к разовому эксперименту. Установка общественного совета проекта «Театры - детям» чёткая: нужен спектакль по классике 14+ с приглашённым режиссёром. С режиссёром - не срослось, но идея поставить на сцене театра водевиль Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца» пришлась по душе и мне, и артистам. В бытность мою преподавателем театрального отделения колледжа искусств мы эту пьесу со студентами ставили. Я позвал интересного драматического режиссёра Татьяну Дрожжину. Она придумала такие ходы с драматургией, с актёрами и куклами, что я был в полном восторге! Спектакль получился ярким, весёлым и очень неожиданным. Надеюсь, наш спектакль будет интересен не только подросткам 14 лет, но и взрослому зрителю. Потому что хороший спектакль, как хорошая музыка, не имеет возрастных ограничений, - уверен художественный руководитель Театра кукол «Золотой кувшин» Станислав Сиюхов.

В спектакле заняты и люди, и куклы. Куклы маленькие, они появляются внезапно - из-за пазухи, из трости - и являют собой людскую сущность. Это целая философия, которая вместе с режиссурой Татьяны Дрожжиной и удивительными декорациями Рамазана Сиюхова составляет увлекательное зрелище.

- Ещё одно немаловажное обстоятельство: мы делали спектакль с расчётом, чтобы с ним выезжать в сельские школы и ДК. Потому что, как показала практика, не всегда созданные нами спектакли могут быть выездными. Это связано со светом, звуком, объёмными декорациями, закулисьем. «Беду от нежного сердца» мы сможем показать на многих площадках, - подчеркнул С. Сиюхов.

Новое направление

По мнению художественного руководителя «Золотого кувшина», репертуар большинства кукольных театров рассчитан на юных зрителей. Однако проблема в том, что уже не первый год в стране ощущается острый дефицит качественной детской и подростковой драматургии. Последней попросту нет.

Из литературы, посвящённой подростковым проблемам, на ум приходят разве что «Чучело» Владимира Железнякова, новеллы Екатерины Марковой, повести Галины Щербаковой. Но это уже литературная классика. Назвать плеяду нынешних авторов подростковой литературы сложно, почти невозможно. Остаётся констатировать факт: сегодня театр почти не говорит на языке современных подростков.

Ещё одна театральная проблема - очень дорогостоящий процесс изготовления кукол. А потому без финансирования федеральной программы «Театры - детям» постановка новых спектаклей для многих региональных театров была бы просто невозможна.

И всё же повторять однажды найденный приём и использовать уже сделанных кукол в новых спектаклях Театру кукол «Золотой кувшин» не хочется.

Но иногда в театре всё же случается чудо. «Беда от нежного сердца» стала для «Золотого кувшина» стартом в совершенно новое направление - спектакли для подростков и взрослых.

В новом театральном сезоне ещё один режиссёр театра Зурета Нагоева начнёт работу над экспериментальной инсценировкой лермонтовской «Бэлы» с новыми куклами.

«То, что она задумала, очень интересно! Зурета вышла на очень известного кукольного художника из Москвы. А что получится из этого сотрудничества, надеюсь, будет судить уже зритель», - уточнил Станислав Сиюхов.