Самое главное рабство - это не рабство в широко понимаемом смысле слова. Речь сейчас не о заключенных в тюрьмах и не об узниках некоего политического режима. Речь о рабстве гораздо более глубокого рода, которое большинство людей и не осознает. Речь, собственно, о нашей биологической природе. Несмотря на то, что жизнь - с какого угла ни посмотри - является чудом, людей всегда волновал вопрос, почему она неминуемо заканчивается. Какой смысл в такой жизни? На протяжении веков религия отвечала на этот вопрос разными способами, но всегда более-менее удовлетворительно, так, что человеческая жизнь наполнялась смыслом.
Все изменил век XIX и затем и XX. А точнее, некое подтачивание религиозного фундамента, начатое естественными науками, постепенно вылилось в такой снежный ком, что сейчас религию можно только по осколкам собирать, а люди религиозные воспринимаются как представители некоего отдельного объединения, эдакого кружка по интересам. Нас создал не Всевышний, а слепой эволюционный процесс без смысла и цели - говорят биологи. Мы не центр вселенной, а только одна планетка в одной солнечной системе с миллиардами других галактик вокруг - говорят физики. Ах да, и вокруг нас все довольно безжизненно. Насколько видят наши телескопы, разумной жизни в досягаемых пределах нигде нет. Так что никто нам не подскажет, что со всем этим делать. Но подождите! Выскакивает теория игр и объясняет, что даже если бы была более разумная цивилизация рядом, то ей бы выгоднее было нас уничтожить или поработить, чем сотрудничать.
Это все, конечно, истинно, и эти знания можно как-то практически применять, но проблема - и огромная - состоит в том, что все эти факты не придают жизни смысла. Наоборот - они полностью его стирают.
Возьмем теорию эволюции. В идее эволюции смущает не тот момент, что она отрицает идею Бога. Нет, вполне можно допустить, что Бог «запустил» эволюцию. Однако нельзя примирить с идеей Бога сам эволюционный принцип, а именно: смерть является необходимым условием эволюции. Индивид идет на заклание во имя дальнейшего выживания и отбора генов. Если бы живые существа не умирали, передавая через мутации дальше свои гены, мы бы сейчас не наблюдали такого разнообразия жизни вокруг себя. Да и нас самих бы не было, ведь наши тела прошли через бесчисленные поколения живых существ, чтобы прийти именно к такой форме. Бросая против окружающей среды все новые и новые формы, природа отбирает тех, кто оказался наиболее приспособленным. Остальные умирают.
Но если так, то исключается любая вариация теодицеи, то есть, идеи благосклонного и доброго Бога. Как можно назвать добрым Бога, который так жестоко издевается над своими созданиями, делая из них агнцев на заклание? На заклание - для чего? Эволюционный процесс слеп и не ведет к некой конечной цели. Получается, и умираем то мы, по сути, ни за что - лишь во имя бессмысленного процесса самокопирования с единственной целью создать более приспособленное для дальнейшей жизни поколение.
Конечно, говоря начистоту, для обывателя нет разницы, создал нас Бог или слепые гены. Однако с точки зрения целеполагательной разница существенная. В первом случае жизнь приобретает смысл, ведь человек - существо целеориентированное. Получается, наука не только не дает нам ответ на вопрос, как жить дальше с новоприобретенным знанием, но и отнимает у жизни смысл. Хотя мы больше узнаем о мире вокруг нас и нас самих, однако традиционной культуре это вредит, поскольку из-под нее постепенно вываливаются подпорки.
Именно поэтому эволюцию до сих пор не принимают и скорее всего не примут в большей части населения. Что толку, что мы продукт отбора генов? Людям от этого скорее даже противно. Вера в божественный замысел, напротив, наполняет жизнь и смерть смыслом. Получается, культура необходима как некая ложь, просто чтобы общество функционировало как надо? Если так, то наука не может решить проблему смысла.
С другой стороны, а нужен ли нам вообще смысл? Почему бы каждому не создавать для себя индивидуальные смыслы, не привязанные к традиционной культуре? По большей части, это и происходит сегодня. Но обычно такие смыслы сводятся к гедонистическому потреблению и жизни ради себя. Ведь рождение детей уже тоже не является ценностью - зловредная наука предупреждает об опасности демографического взрыва. Впрочем, и потребительский угар есть плохое долгосрочное решение как для человечества, так и для планеты. Ресурсы, сколь бы многочисленными они ни были сегодня, имеют свойство кончаться. Также в перспективе нам предстоит столкнуться с глобальными катаклизмами, предсказанными наукой - столкновением с астероидом, мощными извержениями вулканов, перенаселением и так далее. Закрывать на это глаза, живя по старинке и думая, что все само собой образуется, уже не получится - законы математики неумолимы. Будет и астероид, и истощение ресурсов.
Тогда что - нужно выдумывать новую культуру и насаждать ее? Идея плохая, как мы убеждаемся сегодня на примере попыток западного мира распространить либеральную повестку. Попытки искусственно внедрять ценности гомосексуальных отношений, свободу выбора пола и насаждение расового разнообразия вызывают отторжение по всему миру. Как раз из-за своей очевидной искусственности. Это как с любовью - нельзя просто сказать кому-то, что вот эта девушка (или парень) лучше всего тебе подойдут, потому что потому-то. И какие-нибудь математические расчеты при этом приведут. Нет, наш ум бунтует против такого.
Потому можно сделать вывод, что смыслообразующая культура формируется стихийно, через жизнь народа, и выдумана искусственно быть не может. Например, таковы мировые религии - индуизм, буддизм, ислам, христианство и т.д. Однако ни одна из них помочь нам сегодня не может. Религии возникали, чтобы сориентировать индивида жить в мире прошлого - в мире, где не было ядерной энергии, демографического взрыва, искусственно созданных болезней, космических полетов и прочих достижений науки. Эти явления существующим религиям неизвестны, а потому ничего о них они сказать не могут. Они могут предложить лишь некую разновидность эскапизма в мир, когда все было проще, но, как мы уже сказали, уход от реальности человечеству не поможет.
Можно с уверенностью сказать, что ни одно живое существо, кроме человека, проблемой смысла существования не мучается. Для животных он сводится к выживанию и размножению. Птица зимой не будет плакать от того, что ей выпала судьба замерзнуть без еды. Нет, она будет неустанно искать пропитание. Никакого особого значения она своей ситуации не придает. Да и не может этого делать, потому что ее мозг не так заточен. Мы же, люди - существа прежде всего смысла, и без него нормально жить не можем. Я возвращаюсь к заглавию этой статьи. Только осознав свое рабство от бессмысленного биологического процесса, мы сможем этот новый смысл и новую культуру нащупать. Именно что нащупать, потому что выдумать и насадить ее не получится. При этом для дальнейшего процветания и развития человечества отворачиваться от науки мы уже не сможем. Развитие новой культуры должно идти в тандеме с научными открытиями.
Футурологические прогнозы XX и XXI веков полны пессимизма насчет будущего нашего вида, и в них проявляется определенный фатализм и снова наша жажда смысла, только в этот раз апокалиптического. Однако будущее есть лишь канва, на которой мы вольны рисовать разные картины, и они не обязательно должны быть о конце света. Раньше у нас возможности их рисовать не было. Теперь, когда она есть, воспользуемся ли мы ей?
***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.