[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
Проект развития гражданской судостроительной отрасли будет представлен президенту весной. Нужны новые верфи, рыболовецкие и пассажирские суда, сухогрузы, танкеры. И все это требует серьезной модернизации отрасли, сообщил сегодня глава ВТБ Андрей Костин на встрече с Владимиром Путиным.
Круизный лайнер класса река-море «Пётр Великий» пока еще только готовится к своей первой навигации, но уже приковывает к себе восторженные взгляды. Со стапелей предприятий Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) за последние 16 лет сошли 170 гражданских судов. И в ВТБ, который сейчас управляет акциями ОСК, особо подчеркивают, что труд корабелов — это непрерывный процесс.
Когда на хабаровских верфях рабочий день подходит к концу, в Калининграде смена только начинается. На встрече с президентом глава ВТБ Андрей Костин рассказал, что посетил все крупнейшие предприятия отрасли. Вывод: недостатки есть, но перспективы большие.
Владимир Путин, президент РФ: «Андрей Леонидович, понятно, что вы не так давно занимаетесь судостроительным комплексом, но все-таки. Вы сейчас сказали о том, что есть определенные вопросы, проблемы, в том числе связанные с технологиями. Вы в коллективах уже побывали, поработали, с людьми пообщались, познакомились. Вижу, что мы в очень многих отраслях приобретаем новые компетенции. А как в судостроении?»
Андрей Костин, президент — председатель правления ВТБ: «Я думаю, эти процессы тоже идут. Просто у нас уровень предприятий очень различный, я езжу по предприятиям. Есть предприятия с уже современным оборудованием, с технологиями, а есть предприятия, где еще устаревшие технологии. Думаю, здесь мы должны, безусловно, подтянуть этот базис».
Для развития ОСК команда ВТБ сейчас готовит стратегию, которая, по словам Костина, ляжет на стол президента весной будущего года. А вместе с правительством банк работает над формированием нормативной базы. Необходимо строить и новые верфи, уверен Андрей Костин.
Андрей Костин: «К сожалению, в полной мере удовлетворить этот заказ сегодня мы не в состоянии: не хватает мощностей, не хватает технологий. Потребуется, на мой взгляд, серьезная модернизация отрасли и даже, на мой взгляд, строительство новых предприятий, новых верфей».
Курс уже проложен. А динамику поступательному движению должны придать пять ключевых проектов по развитию. На всех предприятиях ОСК, а их более пятидесяти, сейчас проводится модернизация и техническое перевооружение, идет оптимизация производственных мощностей, создаются центры компетенций. А благодаря цифровизации производственных процессов предприятия группы переходят на единую платформу планирования ресурсов. Кроме того, ведется создание системы автоматизированного проектирования. Еще одним прорывным для отрасли решением стало внедрение модели распределенной верфи, когда разные предприятия работают над одним крупным проектом. В заказах же сейчас недостатка нет.
Андрей Костин: «У нас есть верфь, я приезжал на „Красное Сормово“, они говорят: мы загружены заказами уже на несколько лет вперед. Другое дело, что там с эффективностью немножко надо поработать, контракты не всегда прибыльные, но это второй вопрос. Но в целом работники отрасли видят, что их труд востребован и что они загружены работой, они без работы не останутся, это совершенно точно».
На то, как выглядят заказы ОСК, лучше смотреть с высоты птичьего полета. Например, гиганты, которые строятся на Балтийском заводе в Петербурге, скоро будут обеспечивать круглогодичное движение по Северному морскому пути. Ледокольному атомному флоту России нет равных. Группировка судов проекта 22220 считается самой большой и мощной в мире. И три атомохода уже работают на трассах Северного морского пути.
Андрей Костин: «Что касается гражданского судостроения, то здесь, на мой взгляд, очень большие перспективы открываются. В качестве позитивного примера могу сказать о программе, которая реализуется Балтийским заводом по заказу „Росатома“. Это строительство атомных ледоколов для Северного морского пути. Россия — единственная страна, которая производит такой тип судов. Сегодня очень большое количество заказов у нас на все виды судов. Это и сухогрузы, и танкеры, и рыболовецкие суда, краболовы и пассажирские суда „река-море“. Очень большой спрос».
Идет работа и над гособоронзаказом. На встрече с президентом Андрей Костин назвал ее удовлетворительной. По словам главы ВТБ, пока еще есть недостатки и в работе корпорации, и в работе смежников. Но совместно с Минобороны и при активной поддержке Минпромышленности в ВТБ уже создали дорожную карту. А за последние годы флот получил от ОСК 80 кораблей для охраны морских границ.
Выдержал банк и санкционный шторм. Санкции Костин назвал беспредельными. Однако сегодня глава ВТБ говорил уже о том, что банк выходит на рекордную прибыль.
Андрей Костин: «Восстанавливаем капитальную базу и выходим на рекордную прибыль — где-то в 420 миллиардов рублей, что, конечно, очень существенно. Важно, что мы сумели быстро перестроиться. Потеряв западные рынки, мы сфокусировались, конечно, прежде всего на России, но не только — и на дружественных рынках. Допустим, наш банк в Шанхае, который является единственным российским банком в Китае, за год удвоит оборот своей деятельности, что, конечно, отражает позитивное развитие российско-китайских торгово-экономических отношений».
В этом году ВТБ открыл филиал в Иране. А сеть дочерних банков и зарубежных филиалов ВТБ остается самой большой среди российских банков. ВТБ работает в странах СНГ, Вьетнаме, Индии, Китае. Все больше расчетов ведется в национальных валютах. Например, с Вьетнамом доля таких расчетов выросла кратно.
Владимир Путин констатировал, что попытки недругов ослабить российский банковский сектор провалились.
Владимир Путин: «Вот видите, наши недоброжелатели, видимо, не рассчитывали на то, что банковский сектор России будет проходить таким образом все сложности, которые создаются извне. Не учли элементарные вещи, что банк — это не просто кубышка, где деньги лежат, а это часть экономики. Банковская сфера отражает состояние экономики в целом».
А, возвращаясь к судостроению, глава ВТБ пообещал президенту, что через пять-семь лет в России будет современная, эффективная судостроительная отрасль. Кроме модернизации производственной базы, важнейшим приоритетом для ОСК сейчас является подготовка кадров. И здесь, по словам Андрея Костина, корабелам поможет мощная база по строительству кораблей и судов, которая веками создавалась в Санкт-Петербурге.