Хороших книг много, и с каждым годом появляется все больше качественной детской литературы. Но как среди этого разнообразия выбрать ту книгу, что станет для ребенка любимой и надолго захватит его внимание?
Выбор по возрасту
- Малышам почти с рождения можно читать короткие сказки («Колобок», «Маша и медведь»), стихи и потешки. Им подходят книги с красивыми иллюстрациями, которые можно рассматривать, виммельбухи, книги-азбуки с крупными буквами, книги с толстыми страницами и яркими декоративными элементами.
- Детям с 2-3 лет рекомендуется читать короткие рассказы и народные сказки. В младшем дошкольном возрасте хорошо воспринимаются стихи Агнии Барто, Евгения Чарушина, Бориса Заходера, сказки Владимира Сутеева и Геннадия Цыферова.
- В 3-5 лет следует обратить внимание на книги, где главные герои — животные. Например, истории про Винни-Пуха, про Собачку Соню или серию книжек-картинок про мишку Бруно.
- С пяти лет можно включать к книжное «меню» истории с героями-людьми: «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, серию книг «Большая маленькая девочка» Марии Бершадской, «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен.
- В старшем дошкольном и младшем школьном периоде дети стоит читать о приключениях сверстников, а в более старшем возрасте им можно предлагать книги о героях-взрослых.
Но, конечно, это все условно. Главное — это индивидуальное развитие ребенка, его личные потребности и интересы. Ситуация, когда все сверстники уже интересуются приключенческими романами, а ваш ребенок в очередной раз берет сказку о разноцветных зверятах, — норма.
Через истории и сказки дети решают внутренние психологические задачи. Если ребенку хочется возвращаться к определенной книге снова и снова, значит, какая-то потребность психики не была удовлетворена.
Отдельно хочется сказать про книжные иллюстрации: старайтесь выбирать книги, где картинки выполнены в естественных (не слишком ярких и не слишком тусклых) цветах. Животные и предметы должны быть изображены достоверно. Никаких зеленых тигров и плюшевых машин! Если это, конечно, не описывается в тексте.
Что любит ваш ребенок?
Многие дети уже с младшего возраста имеют более-менее четко оформившиеся интересы, склонности. Например, ребенок обожает космос. Поддержите его увлечение и предложите ему, помимо энциклопедий, художественные книги, где действие происходит в космических локациях, — «Приключения Алисы» Кира Булычева или «Миллион и один день каникул» Евгения Велтистова. В интернете можно найти тематические подборки почти под любое детское увлечение, а можно попросить консультацию у библиотекаря.
Родители часто забывают, что, кроме романов и повестей, существуют другие литературные формы: комиксы, графические романы, детские журналы с рассказами и интересными статьями. Их тоже можно и нужно предлагать детям.
Книга — друг и психолог
Хорошая книга — это не только увлекательная история, но и иллюстрация некоей модели поведения, которая расширяет «репертуар» действий ребенка, формирует у него новые поведенческие стратегии. Сегодня можно найти много терапевтических сказок, которые помогают детям гармонично переживать кризисные моменты: адаптацию к детскому саду, рождение братика или сестрички, ссору с лучшим другом.
При этом родитель должен понимать, что наиболее актуально для ребенка в данный момент. Например, в 3-4 года малыш переживает первый возрастной кризис и ищет ответы на вопросы «кто я?», «какой я?». Книги для этого периода могут рассказывать про благородных героев, совершающих добрые поступки и преодолевающих трудности. Также полезны «сказки от капризов» — они учат ребенка справляться с собственным плохим настроением.
Ценности и взгляды
Есть важный момент, который многие родители упускают из виду. Это ценности и взгляды, которые транслирует издательство или конкретный автор.
Книга может затрагивать темы, которые вы пока (или вообще) не готовы обсуждать с ребенком. А может, и сам ребенок к этому не готов. Например, в произведении Елены Ракитиной «Сережик» у главного героя похищают маму, и он отправляется на ее поиски. Для маленьких (до 3-5 лет) и высокочувствительных детей подобный нарратив может оказаться пугающим, обострить тревожность, сформировать страхи.
.
Или другой пример: в серии книг про мальчика Цацики шведской писательницы Мони Нильсон довольно активно продвигается половое воспитание детей, а также описывается ситуация развода родителей. Это тоже подойдет не всем. Каждый взрослый должен сам определить, насколько такой контент подходит для его ребенка, насколько он для него своевременен.
Родителям стоит самостоятельно ознакомиться с книгой: почитать описание, отзывы, в идеале — и всю книгу целиком. И только потом предлагать ее ребенку.
И все же самый беспроигрышный вариант — позволить ребенку участвовать в выборе книги самому. Даже малыш знает, какая обложка больше привлекает его внимание, какие картинки и герои вызывают расположение. Может случиться, что на самую популярную детскую книгу, именно ваш ребенок скажет твердое «нет». А выберет ту, на которую вы не обратили бы внимания. Не стоит настаивать на своем. В мире много прекрасной детской литературы, и вы обязательно найдете те произведения, которые сделают вашего ребенка счастливым.
Мария Помозова, арт-терапевт,
для Издательства LizaLand