Расцвету керамики в Античной Греции предшествовало развитие гончарного дела на острове Крит, одного из ведущих центров Эгейской культуры. Каждый период развития крито-минойской цивилизации привносил в историю керамики свои новшества. Древнейшую минойскую керамику изготовляли без гончарного круга; сосуды лепили руками и обжигали на очаге. Это были разнообразные формы кувшинов и горшочков. Сосуды украшали росписями или процарапанными орнаментами в виде штрихов, концентрических полукругов, зигзагов, перекрещивающихся линий. Позже мастера стали использовать гончарный круг и технологию обжига в специальных печах. Появились более разнообразные формы сосудов: чаши, кубки, сосуды с вытянутым , как у чайника, носиком. Поверхность обрабатывали тонким слоем обмазки и расписывали как темной краской на светлом фоне, так белой и желтой на темном. Рисунки стали сложнее, в виде спиральных узоров и волнистых линий. Сосуды, украшенные орнаментом в виде пятен или полос дают представление о достижениях в керамическом искусстве раннеминойского периода (2600—2000 до н. э.) Уже в начале 2 тысячелетия в среднеминойском периоде складываются значительные экономические центры — Кносс, Фест, Гурния развиваются товарные отношения с Египтом и сирийским побережьем. Создаются первые дворцы- резиденции правящего рода и позже владыки — царя. Дворцовая цивилизация на Крите господствовала около 600 лет и состояла из двух основных периодов: 1) старых дворцов (2000—1700 гг. до н. э.) и 2) новых дворцов (1700—1400 гг. до н. э.). И в каждом периоде в оформлении керамики можно выделить характерные особенности. Великолепная минойская керамика стиля «камарес» (2000—1700 гг. до н. э..) соответствует древнему дворцовому периоду. Стиль получил такое название по названию пещеры, где были найдены эти образцы. Стенки сосудов украшены стилизованным растительным орнаментом из сочетающихся друг с другом спиралей, дисков, розеток. Эти геометрические фигуры создают впечатление непрерывного движения. И этот исключительный динамизм –отличительная черта, присущая всему минойскому искусству. Росписи выполнены в красочной цветовой гамме . С 1650-х годов до н. э. в росписи сосудов появляется новый стиль-морской. Керамические вазы украшают изображения моллюсков, раковин, рыб и осьминогов. Рисунки обитателей подводного мира выполнены в темных тонах на светлом фоне. Роспись подчинена форме сосуда, каждая часть рисунка как бы подчеркивает его архитектонику . Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши; многочисленная армия гончаров выполняла их из простой глины, для росписи использовался только лак. Но при всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей, ни цветных эмалей), расписные вазы превращались в подлинные произведения искусства. Чернофигурный стиль среди вазописцев получил широкое распространение в 6 в. до н.э. При изготовлении ваз мастера использовали лак черного цвета. Фон вазы был оранжево-красный. Такое сочетание цветов позволяло создавать контрастные многоплановые композиции. Появившейся со временем новый краснофигурный стиль полностью вытесняет чернофигурный стиль вазописи в конце 4 в. до н.э.
При нанесении изображений мастера использовали глянцевую глину, которую наносили на еще необожженную глину. Нюансы изображения прочерчивались. На внутренней части ваз изображали растения и листья пальмы. Изображения были плоскостными. На вазах неоднократно встречаются росписи мастеров, которые их изготовили. Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев. Наибольшую известность в этом стиле обрели древнегреческие мастера Эксекий, Пасиад и Харес, которые жили в 6 в. до н.э. Эксекий изготовил шедевр - чашу для вина (килик). Чаша была украшена изображением Диониса с кистью винограда. Ладью, на которой он плывет, сопровождает стая дельфинов. Наружная часть чаши содержит рисунок двух глаз. Древние греки верили, что эти глаза оберегают от опьянения.
Дорогие друзья, ждите продолжения в этой рубрике.
История посуды - часть третья
3 минуты
2 прочтения
27 ноября 2023