Поговорим о Чулпан Хаматовой. Без визга и без политики. И без камней в огород. Просто поговорим о культуре в зеркале эмиграции.
По заголовку напрашивается библейская легенда о блудном сыне. Она не только в конкретном возвращении к отцу непутевого чада, всё промотавшего и пришедшего с раскаянием.
В библейский сюжет о возвращении много смыслов заложено: не поздно покаяться и вернуться; а уж радости от раскаявшегося будет больше, чем от 99 праведников, не имевших греха.
И польза по притче (Новый завет, Евангелие от Луки, гл. 15) обоюдная: сын прощен, отец счастлив. То есть каждый от «возвращения блудного сына» получил своё.
Только Чулпан Хаматова, в 14 лет принявшая православие, едва ли новозаветной историей руководствуется. Вернется ли она когда-нибудь в Россию? Кто знает. Может быть, и никогда – слишком глубока трещина, расколовшая не только нас, но и весь мир.
Безотносительно ее, мы знаем немало историй покинувших родину беглецов – кто-то уехал в горячке, кто-то – гонясь за деньгами или в знак протеста. Но вот рассеялась эйфория и «устаканилась ситуация» – и кое-кто из уехавших понял, что ему до конца жизни прозябать в чужой стране не в лучшем статусе, родину потеряв, а там не найдя.
Но ведь всё равно не возвращаются.
Да и как признать промах или глупость? Как на родине посмотришь в глаза тем, с кем вчера расплевался? Сложный вопрос.
Государство наше, может, и радо было бы, если бы «блудная дочь» покаялась… И Чулпан Хаматовой, возможно, лучше вернуться на родину… Но столько наговорено на нее нехорошего. Не по злобе, наверное, а под нажимом прибалтов. Ведь еще в старой народной песне про уход невесты в чужую семью пели: «Мужики там злые – как собаки цепные…»
Так что не будем лезть в политику, от которой наш Дзен-канал далек. О культуре поговорим. И посчитаем баланс на «бухгалтерских весах культуры»
Что потеряла она
Пресса с ее отъездом расстаралась, подсчитывая, какие деньги получала Чулпан Хаматова в России – помесячно и за один выход на сцену. И какие потеряла, эмигрировав в Прибалтику.
Мы деньгами мерить не будем. Померим корнями.
Недавно в московском театре «Мост» я смотрел спектакль «Поминальная молитва» – там есть сцена, как урядник зачитал молочнику Тевье губернский указ об выселении жителей нищей деревеньки из Н-ской (Таврической, вероятно) губернии Российской империи. Ну царизм, начало XX века, деспотизм, царская политика, далекая от наших дней и т. д.
Горько бросать хату, да и накопленное добро на телеге не увезешь. Но Тевье плачется уряднику не об этом:
– Вот дуб растет. Его отец сажал, я растил... Как его с собой взять? Корни не выкопать, да и не приживется он на новом месте... Что остается? Рубить?
У нас у всех здесь «корни дерева». У Чулпан Хаматовой это были роли, которые она сыграла на нашей земле. Которая раньше была и ее землей.
И не вырвешь с корнями, не увезешь то, что сделано здесь на сцене, что снято в кино, что было вплетено в московскую, казанскую и вообще в российскую жизнь.
То есть увезти с собой плёнки, записи, рецензии и публикации в СМИ о ней можно. Но на чужой почве обесценится всё, что имело ценность у нас.
А Чулпан Хаматова многое в России сыграла по-настоящему хорошо. «Страну глухих», например, берущий за душу фильм.
Потом были многочисленные спектакли, участие в шести десятках фильмов, концерты. На Олимпиаде в Сочи она была в числе тех, кто нёс флаг. Была благотворительная деятельность и фонд «Подари жизнь», который она учредила с Диной Корзун.
В общем, я не знаю, как Чулпан Хаматова будет жить без этих «корней» – создаст ли в новой прибалтийской или иной жизни что-то сравнимое и накапливаемое десятилетиями. Хотя, похоже, она не сегодня решила стать европейской артисткой – был опыт работы в Европе, приобрела в Прибалтике недвижимость, а в 2022 году, уволившись из Московского театра «Современник», уехала в Латвию и стала актрисой Нового Рижского театра.
Но, как говорит перифраз, «Каждый выбирает в одиночку». Коллективных решений с голосованиями в выборе места жизни нет.
А что потеряли мы
Однако дуб на родине, с отъездом посадившего дерево, тоже засыхает.
В «Поминальной молитве» молочник Тевье с отчаяния хватает топор и начинает отчий дуб рубить. Но дуб крепок – и топорище ломается.
Культура наша тоже несет потери после отъезда из страны каждого таланта. Ах, не надо про политику и про то, кто всему причиной, – эти споры бессмысленны, потому что пошел глобального раскол миропорядка, и он непредсказуем и туманен.
А вот культурный «баланс» ощутим и реален: нашего материка убыло. И для страны в целом, и для каждого отдельного зрителя, который много лет жил с творчеством Чулпан Хаматовой.
Конечно, у нее остались поклонники в России, рукоплещущие ей. Красивая она, живая, талантливая – разве у нее это кто-то отнимал!
Но для других она стала отрезанным ломтем. Недавно знакомый с горечью сказал, что раньше фильмы с Хаматовой любил и пересматривал: «А теперь не могу. Даже любимые «Старые песни о главном 3», где она в роли ассистентки режиссера ведет на съемку царя-Яковлева».
Вот этих «Теперь не могу» у нас сильно прибавилось с отъездом Чулпан Хаматовой из страны. Верней, убавилось спектаклей, фильмов с ее участием, которые раньше ценили. Для многих они обесценились, и больше стало диссонанса. Как написал Сергей Есенин:
Опустим «горечь от смешной потери», которую многие ощутили при отъезде Чулпан Хаматовой; опустим ее разногласия с частью общества по Зулейхе, которая открывала глаза, – да и все ее споры.
Как мы помним, от возращения блудного сына выиграли обе стороны – и блудный сын, и простивший его отец.
Соединятся ли у нас когда-нибудь разорванные нити или нет? Не понятно и маловероятно.
Россия, конечно, такая глыба, такой колОс, который всё переживет. После революции 1917 года и гражданской войны из страны сбежала большая часть творческой интеллигенции и людей искусства – почти весь бомонд. Да что там! Уехали такие «киты», как великий артист Шаляпин, классик литературы Бунин, etc!
Но народилось в стране новое искусство, новая культура, возникли советское кино и советский театр, литература и живопись. Их создали верящие в страну.
Переживет страна и отъезд Хаматовой и многих ныне звёздных. «Отряд не заметил потери бойца», – пели в «Гренаде» М. Светлова.
Пока на «бухгалтерских весах культуры» мы считаем убытки от уехавших. Но это, как всегда в России: пока…
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ
Друзья, я перешел на только что созданный Телеграм-канал, где вас уже ждет много интересного, а главное полезного. О тайнах мира и катастрофах, о безопасности и здоровье, о психологии выживания и выхода из трудных ситуаций. Поговорим, как не терять имущество и деньги – и что важней денег в век перемен. Смешное мы будем сочетать с эксклюзивными знаниями (иные только у нас и будут публиковаться впервые!). Вас ждет хорошее чтиво, «Школа антикриминала», детективные истории, советы по саморазвитию и самозащите. Подписывайтесь по ссылке: