Почему греки не различали синие оттенки, кто носил пурпурные мантии и какой цвет «завезли» португальцы? Рассказываем о тайном смысле цветовой палитры.
У всех цветов есть свое значение, которое сложилось исторически и засело в нашем подсознании. Этим активно пользуются рекламисты, чтобы стимулировать спрос, а художники, музыканты, модельеры и режиссеры — чтобы лучше донести свой замысел. Узнайте, какой символ передают популярные оттенки!
Фиолетовый
В психологии
Этот цвет символизирует полет фантазии и творчества, мечту, недостижимый идеал, волшебство, мистику. Его часто используют художники, музыканты, а также маркетологи для рекламы конфет и парфюма — таинственной роскоши.
В истории
Название цвета придумали во Франции, вдохновением послужили фиалка и сирень. До этого оттенки фиолетового называли пурпуром, а рецепт создания натурального красителя открыли финикийцы еще тысячелетия назад. Для извлечения 1 грамма такой краски нужно было поймать 10 000 моллюсков, поэтому пурпурные мантии могли себе позволить разве что императоры Древнего Рима и богачи. Позже пурпурная одежда стала более доступна и использовалась духовенством и придворными средневековой Европы, когда умирали монархи.
В кино
Чаще всего этот цвет используют в фантастических фильмах (тема мистики, волшебства, мечты), а еще он символизирует потерю.
Синий и голубой
В психологии
Нейтральный цвет, символ надежности, чистоты, свежести, спокойствия. Часто используется в рекламе технологий (гаджетов, соцсетей), банков и мужских товаров.
В истории
Удивительно, но во многих древних культурах слова для обозначения синего цвета не было. Люди будто бы совсем не замечали его: например, в Коране нет ни одного упоминания оттенков голубого, а Гомер в «Илиаде» сравнивал море с темным вином. Синий часто путали с черным или зеленым, вероятно, потому, что в природе он встречается не так часто. Единственными, кто видел этот цвет, были древние египтяне (они считали его символом истины). Позже синий ненавидели повсеместно как цвет траура, меланхолии, уродства: арабы считали голубые глаза некрасивыми, индусы сделали его цветом «неприкасаемых», а в Средневековье одежду этих оттенков носили только крестьяне. Лишь со временем синий стал «чистым» и «божественным».
В кино
Цвет покоя и безопасности, но чаще — одиночества и драмы.
Зеленый
В психологии
Цвет жизни, перерождения, естественности и гармонии. Часто используют в социальной рекламе, на упаковках медикаментов.
В истории
С древности этот цвет единогласно считается символом природы и вечной жизни. Он имеет большое значение в христианстве и первостепенное — в исламе. Хотя зеленый часто встречается в окружающем мире, изобрести стойкий краситель было достаточно трудно, и одежду этих тонов берегли для торжественных случаев. А в Древнем Риме зеленую одежду могли носить только женщины — для мужчин это было неприличным.
В кино
Используется не только как символ естественности, но и как аллегория на злую магию, зависть, токсичность.
Желтый
В психологии
Яркий, солнечный, бодрый, несерьезный. Часто используется в рекламе дешевых товаров и развлечений.
В истории
Из-за очевидной ассоциации с солнцем и золотом желтый стал цветом императоров и богов в Азии. Спустя века желтый также стал цветом ростовщичества (из-за связи с золотыми монетами). Желтую краску легко добывали с доисторических времен: достаточно было разбавить глину водой, поэтому данный цвет широко применялся в изобразительном искусстве и моде. У этих оттенков есть и негативные коннотации: ложь, измена, сумасшествие, дешевизна.
В кино
Демонстрирует отчаяние и безумие, часто — детство, инфантильность, наивность.
Оранжевый
В психологии
Цвет естественности, натуральности. Часто используется в рекламе блюд и пищевых продуктов.
В истории
Оранжевый очень схож с желтым, поэтому также является божественным в восточных религиях. Есть ассоциации с цветом кожи, а также с множеством продуктов: апельсином, персиком, абрикосом, морковью, тыквой (к слову, такой оттенок они приобрели из-за каротина). В Европе не было термина для данного цвета, пока португальцы не завезли из Азии апельсиновые деревья, до этого яркие оттенки называли желто-красными.
В кино
Почти всегда оранжевый — цвет дома, тепла, уюта, гармонии и внутреннего спокойствия.
Красный
В психологии
Цвет любви, страсти, романтики, секса, в то же время символ опасности, крови, агрессии. Часто используется для рекламы авто, нижнего белья, предметов роскоши.
В истории
Первобытные люди отпугивали красным зло, а древние племена ассоциировали цвет крови с жертвоприношениями. Египтяне наносили алую краску на тело во время празднований, а римляне — в знак победы. Красный часто применялся в искусстве при росписи дворцов, фресок и посуды.
В кино
Страх, опасность, жестокость, любовь и эротизм.