20 ноября 1940 года Ведущий лётчик-испытатель компании "North American Aviation" Пол Бэрд Балфур совершил первый полёт на NA-73X, NX19998, прототипе истребителя Королевских ВВС Mustang Mk.I.
Вэнс Брис был внештатным лётчиком-испытателем, совершившим первые семь полётов на новом самолёте. Брис утверждал, что заключил с руководством компании "North American" пари на то, что Бальфур разобьет прототип во время первого полёта.
Этот полет был запланирован как испытание самолёта на высоких скоростях. Эдгар Шмуэд, конструктор, предложил Бальфуру осмотреть самолёт: "Перед этим полетом я попросил Балфура сесть в самолет и пройти процедуру подготовки к взлёту и полёту. Он ответил, что этот самолёт - как самолёт, и ему не нужна рутинная проверка".
В 5:40 наземная служба запустила 1150-сильный двигатель Allison V-1710-39 с жидкостным охлаждением на самолёте NA-73X и дала ему прогреться до нормальной рабочей температуры. По словам механика самолёта Олафа Андерсона, когда двигатель был вновь запущен непосредственно перед полётом Пола Балфура: "его было трудно запустить!".
Балфур взлетел с аэродрома Mines Field примерно в 7:10 утра, через двенадцать минут полёта двигатель Allison отказал. Балфур находился слишком далеко от Mines Field, чтобы вернуться на взлётно-посадочную полосу. Он приземлился на вспаханном поле к западу от бульвара Линкольна. Когда колёса шасси коснулись мягкой грунтовой поверхности и просели, самолёт перевернулся. Балфур не пострадал и смог выбраться из перевернутой машины.
В отчёте Комиссии по гражданской авиации повреждения описаны как "разрушение корпуса двигателя, повреждение обоих законцовок крыла, повреждение хвостовых поверхностей, повреждение верхней части фюзеляжа и другие различные повреждения". Налёт NA-73X составил всего 3 часа 20 минут.
Вэнс Брис выиграл свое пари!
По данным расследования C.A.B., двигатель остановился из-за прекращения подачи топлива, в следствии того, что Бальфур забыл переключиться на дополнительный бак.
Прототип был возвращен на завод и восстановлен. Впоследствии он стал знаменитым Mustang, одним из самых значимых самолётов Второй мировой войны.
Роберт Чилтон (Robert C. Chilton) был принят на работу в качестве нового ведущего лётчика-испытателя. Ему предстояло продолжать испытания разработок Mustang на протяжении всей войны. Свой первый полёт на NA-73X Чилтон совершил 3 апреля 1941 года.
Пол Бальфур продолжал работать в компании "North American Aviation", занимаясь испытаниями прототипов NA-40 и NA-40B, а также среднего бомбардировщика B-25 Mitchell. Позже он служил в ВВС США.
майор Пол Б. Бальфур погиб 9 ноября 1951 года при испытании самолета VB-25J, у которого в полёте отказал двигатель.
Все материалы и фото взяты из открытых источников и принадлежат их авторам