Найти тему

Чудовищная реальность в романе Веры Богдановой «Сезон отравленных плодов» и что общего у него с «Бездной» Леонида Андреева.

Хочу эпиграфом к моей статье взять стихотворение АННЫ АХМАТОВОЙ:

-2

Мы до того отравлены друг другом,
Что можно и погибнуть невзначай,
Мы черным унизительным недугом
Наш называем несравненный рай.
В нем все уже прильнуло к преступленью —
К какому, Боже милостив, прости,
Что вопреки всевышнему терпенью
Скрестились два запретные пути.
Ее несем мы, как святой вериги,
Глядим в нее, как в адский водоем.
Всего страшнее, что две дивных книги
Возникнут и расскажут всем о всем.

Анна Андреевна Ахматова (1963)

Остается лишь догадаться, почему эта любовь столь унизительна, запретна, преступна настолько, что и “всевышнему терпенью” не под силу: разгадка лежит на поверхности, доступна любому читателю. И хотя здесь речь идёт о других книгах, но согласитесь, что это можно отнести и к запретным путям наших героев.

-3

Глубины человеческой души всегда волновали русскую литературу. Вспоминаются сразу Тютчев и Достоевский с их проникновением в «бездны». Достоевский, изучая глубины души человеческой, отыскивал в них самое страшное. Можно было бы продолжить этот список: Куприн, Набоков. Но мне сейчас ближе Л. Андреев.

Что общего у романа Богдановой с «Бездной» Андреева? Да ничего, кажется! Где великий Андреев и где наша современница В. Богданова.

Но, несмотря на разницу во времени, у этих произведений я нахожу много общего. Это обыкновенные люди и страшные бездны их души.

«Грязная литература» …что это? Почему она рождалась? Что хотел сказать автор? Для чего нам ее читать? Об этом я хочу поговорить сегодня.

Термин «грязная литература» я отношу к произведениям, в которых авторы откровенно описывают сексуальные или насильственные сцены, а также к произведениям, затрагивающим темы, не соответствующие общепринятым моральным нормам. Таким рассказом стал «Бездна».

https://dzen.ru/a/ZQh87YhgHRlFBdRu

В начале «Бездны» Л. Андреева мы видим влюбленную пару. Зиночка и Немовецкий полны надежд на будущее, мечтают о жертвенной любви и, может быть, считают, что любят друг друга. Этому способствует и великолепный пейзаж, их окружающий. Начало, как мы видим, вполне романтическое. Но сюжет делает резкий поворот, обнажая бездны человеческой души. Выходят на поверхность все низменные животные инстинкты подсознания - и образованный молодой человек падает ниже бродяг, уподобляется зверю.

И снова он набросился на несопротивлявшееся тело, целуя, плача, чувствуя перед собой какую-то бездну, темную, страшную, притягивающую. Немовецкого не было, Немовецкий оставался где-то позади, а тот, что был теперь, с страстной жестокостью мял горячее податливое тело и говорил, улыбаясь хитрой усмешкой безумного:

- Отзовись! Или ты не хочешь? Я люблю тебя, люблю тебя.

С той же хитрой усмешкой он приблизил расширившиеся глаза к самому лицу Зиночки и шептал:

- Я люблю тебя. Ты не хочешь говорить, но ты улыбаешься, я это вижу. Я люблю тебя, люблю, люблю.

Он крепче прижал к себе мягкое, безвольное тело, своей безжизненной податливостью будившее дикую страсть, ломал руки и беззвучно шептал, сохранив от человека одну способность лгать:

- Я люблю тебя. Мы никому не скажем, и никто не узнает. И я женюсь на тебе, завтра, когда хочешь. Я люблю тебя. Я поцелую тебя, и ты мне ответишь - хорошо? Зиночка...

И с силой он прижался к ее губам, чувствуя, как зубы вдавливаются в тело, и в боли и крепости поцелуя теряя последние проблески мысли. Ему показалось, что губы девушки дрогнули. На один миг сверкающий огненный ужас озарил его мысли, открыв перед ним черную бездну.

И черная бездна поглотила его.

Источник: http://andreev.lit-info.ru/andreev/proza/rasskaz/bezdna.htm

Нужно бы прокомментировать, но кажется, что и так всё понятно.

Теперь о романе ВЕРЫ БОГДАНОВОЙ «Сезон отравленных плодов». Это современная проза автора, с которым я прежде не была знакома. Издатели квалифицировали книгу как « роман поколения». И действительно, всё, о чём здесь говорится, до боли знакомо и пережито поколением, рождённым в 80-е годы, чья молодость и детство пришлись на 90-е и нулевые. О реалиях этого времени я уже читала в книге РОМАНА СЕНЧИНА «НУЛЕВЫЕ», также писала отзыв на этот роман, поэтому было ещё более интересно, как раскрывает эту тему новый автор.

"Сезон отравленных плодов" – это любовный роман. Главная героиня влюбляется в главного героя, тот отвечает взаимностью, но семья, эпоха и изобилие тараканов в головах мешают их простому человеческому счастью. Разлучница, нужная для любовного треугольника и продвижения сюжета глубже в пучину страданий, сама мучается больше всех. В финале главные герои, разумеется, воссоединяются, а разлучницу наказывает судьба, любовь торжествует, зло разоблачено и повержено.

Но что в романе В. Богдановой? Бытовуха, любовная связь между родственниками, теракты на улицах, токсичные отношения в семье, измены и поножовщина – это все мы видим в романе «Сезон отравленных плодов».

Начиналось все достаточно безобидно. Первая любовь, пусть и к двоюродному брату, зато взаимная. Всё начиналось очень светло и безоблачно, как и в рассказе «Бездна»: дачная атмосфера, солнышко, вечерние посиделки и местная дискотека. Но это на первый взгляд все чудесно и легко.

Читая роман Веры Богдановой, вначале даже испытываешь некое погружение в детство: так же лазали по деревьям, пели песни, ходили на дискотеки, испытывали первые влюблённости. Но тогда это было как-то чище, целомудреннее, чем в описанные в романе нулевые.

Действие начинается в 1995 и продлится до 2014 года. Герои Женя, Илья, Даша – дети сестёр Светы и Милы.

Мила – скандальная дама, которой не везёт с мужчинами. Света - вечно правильная, потакающая своему деспотичному мужу. Все летом приезжают на дачу к бабушке. На этом фоне происходит история несчастной любви двоюродных родственников Жени и Ильи. Женя воспринимает новости о терактах по телевизору не иначе, как наказание за свою грешную любовь.

«Стыд и срам приглядывал за Женей, как тёмный властный бог, ждал за углом, и выбирал момент главного удара»

Она верит, что виновна во всём, не достойна счастья и любви, и бежит всё дальше и дальше от своей любви, от дома, в котором её осудили. Да, по указке, может быть, жить и проще, и тогда все будут довольны.

А как же счастье? Автор утверждает, чтобы его обрести на этой грешной земле, его нужно выстрадать.

Илья тоже страдает, и эта болезнь знакома многим: почему я не так богат, как другие, почему не могу позволить себе то, что хочу. Знакомо это кому-нибудь? А ведь это болезненное самолюбие может отравить всю жизнь.

Сама судьба и близкие родственники против молодых влюблённых. Будут ли они вместе вопреки всему? Узнаем, разумеется, в конце романа.

Если говорить короче, то это история о навязывании стереотипов, о домашнем насилии, об отцах и детях – вечная проблема - и о тревожности поколения, о токсичных отношениях. В общем, памятка о том, как жить не надо. В романе Богдановой описано то, с чем сейчас сталкиваемся мы, от чего нужно бежать и чего стоит бояться: безнравственности, ложи, похоти и разврата. Я хотела здесь разместить цитату из « Сезона …плодов», где описана ещё более безобразная сцена секса двоюродной сестры Жени, Даши, но, как говорится, язык не поворачивается.

В «Сезоне отравленных плодов» кислые яблоки, которые пробуют дети, становятся символом незрелых отношений молодых людей - жертв собственных родителей и общественного мнения.

Это ещё один потрясающий роман, в котором кто-то услышит отголоски детства, а кто-то боли и тревожности. Сама Вера Богданова в интервью говорила следующее:

В обществе накопился негативный опыт, который раньше замалчивался, поэтому настало время осознанно оформить его в слова. Лишь когда мы проговорим все это, тогда мы перейдем к другим темам.

Я сама знаю, как тяжело выбираться из токсичных отношений. В нашем обществе любят занять позицию “сама виновата”. Почему надела короткую юбку? Почему не ушла после первой же оплеухи или оскорбления? Но эта зависимость эмоциональная сродни наркомании. Нюхать кокаин ведь не бросишь с завтрашнего дня. Вот и выйти из зависимых отношений нельзя по щелчку, здесь тоже определенные гормональные изменения и паттерны поведения, формировавшиеся годами. Поэтому нельзя во всем обвинять жертву. Многие жертвы насилия не хотят говорить о том, что с ними случилось, потому что боятся осуждения родных, друзей, общества. Мне же важно было высказаться за себя и многих других детей 90-х, которые видели, как отец бьет мать, как родственники, которые в курсе всего, молчат и не помогают. Политика молчания меня сильно раздражает. Чтобы что-то изменилось, нужно вынести сор из избы и посветить в ту избу фонарем. И я вижу, что 20-летние совсем не похожи на нас, 30-летних. Они отстаивают личные границы и знают, чего хотят. Это радует.

Переживаниями героев, настолько проникаешься, что становится больно. Кто-то увидит здесь банальные извращения. На мой взгляд, любовная тема романа противоестественна. Но если отбросить мораль, авторы преподносят печальную и жестокую романтику. Это в какой-то степени можно сравнить с «Божественной комедией»: « не пройдя все круги Ада, не поймёшь, что такое Рай»

-4

А если стал порочен целый свет,
То был тому единственной причиной -
Сам человек: лишь он – источник бед,
Своих скорбей создатель он единый
.

Данте Алигьери. Божественная комедия

Чтение таких произведений может помочь лучше понять проблемы общества и нашу роль в них, заставит задуматься над нашими пороками и вынести урок, в котором главная мысль – «человек должен оставаться человеком всегда». Мы способны сдерживать свои инстинкты, мы должны поступать по-человечески. https://dzen.ru/a/ZQh87YhgHRlFBdRu

Нужно всегда думать о том, куда идти и что делать. А современным юношам и мужчинам хочется пожелать того, чтобы они занимались спортом, чтобы могли постоять за своих родных людей и любимых

Сравнивая «Бездну» и «Сезон…», я подумала: почему же тьма так притягательна? А может быть это грязь, способная очистить? Но « если ты смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

А вы, дорогие читатели, что думаете о данных произведениях, почему тьма так притягательна для нас, и какие ещё произведения, затрагивающие раскрытые проблемы, вам известны? Поделитесь своим читательским опытом.

До новых интересных встреч на моём канале.