Несмотря на то, что об опасности телефонных мошенников говорят на каждом углу, жертв у них становится все больше. Они используют методы социальной инженерии и заставляют людей не только отдавать все свои деньги, но и совершать заведомо незаконные действия, например, поджигать военкоматы.
По оценкам правоохранителей 70% мошеннических колл-центров находятся на территории Украины. И сделать с ними ничего нельзя. Основная причина в том, что по местному законодательству для запуска дела о мошенничестве необходимо заявление от пострадавшего. А заявления от россиян по понятным причинам больше не принимают. Так что работают преступники абсолютно безнаказанно, более того, имеют «крышу» у себя в стране за отчисление процентов.
Еще 10% подобных колл-центров находятся на территории СНГ. За пределами Украины схема не так популярна, поскольку существует шанс попасться правоохранителям. Ну и оставшиеся аферисты базируются в тюрьмах, в том числе и на территории РФ. Впрочем, украинские колл-центры давно обогнали тюремные по уровню развития и социального подхода. Для первых – это большой бизнес. Сотни подготовленных при участии психологов скриптов с логичными ответами на любой вопрос жертвы, покупка баз данных в даркнете, программы по подмене голоса и даже предварительный сбор данных о жизни жертвы, чтобы разговор был убедительнее. В тюрьмах же схемы более простые, «прошлого поколения».
Только за первый квартал 2023 года мошенникам удалось похитить у россиян 4,5 млрд рублей. Сумма впечатляет, тем более что это на 38% больше аналогичного периода прошлого года. Периодически ходят разговоры о том, что банки возвращают средства, украденные мошенниками. В действительности же за 2022 год удалось вернуть только 618 млн рублей (при украденных 14,1 млрд). Проблема в том, что потерпевшие в большинстве случаев переводят деньги добровольно – через зеркальные сайты или даже официальные банковские приложения.
Кстати, а сколько зарабатывают сами мошенники? В интернете полно объявлений о работе в подобных колл-центрах, но сказочных богачей там нет, практически все деньги уходят организаторам и обнальщикам. Рядовой оператор, выполняющий всю грязную работу, при хорошем раскладе может достигнуть заработка в 1,5 тысячи долларов в месяц. Чаще всего – до 800 долларов.
Интересно и то, что от телефонных мошенников страдают не только россияне, но и казахи. Правда казахам звонят… российские колл-центры. Украинские тоже звонят, но они больше сосредоточены на РФ.
Помимо классических схем с «переводом денег на резервный счет», аферисты все чаще вербуют своих жертв на поджоги государственных учреждений. Они представляются сотрудниками российской разведки и просят помочь государству. К примеру, поджечь офис мошенников или пресечь деятельность украинских шпионов. Окрыленные жертвы, чувствуя себя спецагентами под прикрытием, охотно выполняют все требования, скрывая информацию от близких, чтобы «не раскрыться».
Возможно ли все это пресечь? Пока что нет. Российские правоохранители действительно не могут добраться до украинских мошенников. Единственный способ борьбы – гласность, но пенсионеры и прочие группы населения продолжают охотно верить звонкам с неизвестных номеров.
Мошенники из колл-центров: почему 70% из них находятся на Украине, где остальные 30% и возможно ли пресечь их работу?
2 минуты
14 прочтений
25 ноября 2023