Несколько раз я писала об этом необычайном месте и каждый раз вижу что-то новое.
Хочу сохранить и здесь этот пост. По оформлению этого моста в Сеуле можно писать диссертацию по корейскому менталитету и культуре.
Вся информация здесь есть. Всё самое главное можно отсюда вывести.
Мапхо называют мостом смерти. Здесь совершается больше самоубийств, чем в любом другом месте в Корее. Однажды власти решили начать борьбу с этим уродующим городскую статистику явлением. Инициативная группа взялась превратить Мапхо из моста отчаяния в Мост Жизни. Для этого рядом ведущих психологов и дизайнеров было разработано специальное оформление, призванное полностью изменить атмосферу этого места и помочь потенциальным самоубийцам передумать и вернуться домой живыми и невредимыми.
Первый год после открытия новой пешеходной части оказался полным разочарованием. Был зафиксирован небывалый рост количества суицидов — 64 случая, вместо 15 ровно за год до обновления моста. Как будто реконструкция лишь сделала рекламу этому гиблому месту. Правда у ее организаторов на вооружении были и другие данные в защиту своего проекта. Количество смертей сократилось втрое — только две попытки из 64 были успешными, тогда как до этого из 15 человек, бросившихся в реку Хан с моста Мапхо, погибло шестеро. Так что дизайн может быть и не сработал, зато усиленное наблюдение за опасным мостом точно дало результаты. К тому же, дальнейшая статистика говорит о том, что психологи все-таки старались не напрасно. Желающих покончить с собой на Мосту Жизни стало меньше.
Основная часть «активного» дизайна сосредоточена на парапете. В конце концов, если вы пришли сюда, чтобы прыгнуть в реку, вы вынуждены идти вдоль него и волей не волей будете видеть всё, что на нем изображено.
И начнется всё с зеркала, расположенного на уровне лица человека.
На зеркале надписи вроде этой: «Чем ты похож на маму?» (речь о чертах лица).
Мимо проносятся машины спешащих куда-то людей, которым нет никакого дела до того, зачем ты пришел на этот мост, но зеркало на парапете продолжает вопрошать:
— Какое у тебя лицо?
— Какого цвета твои глаза?
— Чем ты похож на своего отца?
— Какие у тебя губы?
Все вопросы явно направлены на то, чтобы человек вгляделся в свое отражение, посмотрел в лицо тому, кого собирается убить. Я бы добавила на это зеркало еще одну надпись, которую видела как-то у знакомых в ванной: «Сейчас ты смотришь в глаза человеку, от которого зависит твое счастье».
Чуть дальше зеркало заканчивается и начинается пластиковый парапет, который вечером видимо подсвечивается. Вопросы продолжаются: «Ты поел?»
Специфический вопрос к самоубийце… Но ведь дизайн рассчитан на корейцев.
Вопросы перемежаются ободряющими фразами, вроде:
— Ты, конечно, сильно устал (что-то вроде «Нелегко тебе приходится, все понимаю!»)
— Посмотри на голубое небо». Обрати внимание на мир вокруг себя, который остается прекрасным, даже когда тебе очень плохо.
Пока я не дошла до этой надписи, все было более или менее понятно.
— Ха! Ха! Ха!
Ясно, что это должно напомнить о радости жизни. Но я бы не рисковала так обратиться к человеку на грани самоубийства. А вдруг это издевательское или ироничное «ха-ха»? Разве что остаться жить, чтобы найти того, кто это написал и врезать ему.
Дальше больше. На парапете появились фотографии различных блюд корейской кухни в сопровождении надписей:
— Правда вкусно?
— Неужели тебе этого не хочется?
В центре моста скульптура, изображающая дружеский «ущип» за щёку.
Моя версия смысла скульптуры: почувствуй, что ты живешь, очнись от своего кошмарного сна.
Дальше снова фото. На этот раз это дружеские встречи. В основном за едой или рюмочкой соджу. Посыл видимо такой: Неужели ты хочешь лишить себя всего этого?
Черные воды реки Хан выглядят на самом деле очень удручающе.
Был как-то случай, когда один общественный деятель — председатель движения за права мужчин, если не ошибаюсь — решил совершить демонстративный прыжок с моста в знак протеста или, вернее, чтобы привлечь внимание к своей партии. Прыжок снимали несколько телеканалов. Рядом дежурили коллеги. Все было организовано. Самоубийство не предполагалось. Труп нашли только через четыре дня.
С этой рекой не шутят!
Почему в Корее этот мост оформлен именно так — очевидно.
Как вы думаете, а что в вашей стране можно было бы поместить на Мост Жизни?
Что могло бы заставить ваших соотечественников отказаться от покушения на собственную жизнь?