С января 2024 года маркировка пива затронет розничных продавцов, и в первую очередь магазины по продаже разливного пива.
Маркировка пива и слабоалкогольных напитков: основные сведения
Маркировка пива предусматривает нанесение на кегу или потребительскую упаковку напитка кода Data Matrix. В коде зашифрованы данные о производителе и сроках производства. Производитель или импортер регистрирует каждый код в системе маркировки, и тем самым вводит товар в оборот.
Обязательная маркировка пива и слабоалкогольных напитков для производителей и импортеров стартовала в 2023 году и на данный момент прошла 2 этапа:
с 1 апреля 2023 года — на производстве начали маркировать пиво в кегах;
с 1 октября 2023 года — аналогичные напитки в стекле и ПЭТ.
Последний этап начнется 15 января 2024 года — с этой даты производители обязаны маркировать пиво, выпускаемое в иных видах упаковки, не перечисленных выше. Например, в алюминиевых банках.
Дорожная карта маркировки пива отличается от других товарных групп тем, что в ней не участвует оптовое звено. Ранее при вводе маркировки первыми подключались производители, затем опт, и в последнюю очередь — розница. Так обеспечивалась прослеживаемость товара на всех этапах его “движения” на рынке, вплоть до продажи потребителю.
Однако в случае с маркировкой пива розница подключается следующим звеном после производителей, минуя опт. Единственной обязанностью опта пока будет проверка закупленного товара, чтобы убедиться в том, что он действительно промаркирован.
При этом на данный момент еще не планируется вводить обязательный обмен фактурами с кодами маркированных товаров по ЭДО по цепочке производитель - опт - розница, как это уже работает в других товарных группах.
Сроки по маркировке пива для розницы в 2024 году
с 15 января — необходимо отправлять отчет о постановке кеги на кран и проводить списание чеками на кассе.
с 1 апреля — запрещена продажа пива из кег без маркировки.
с 1 июня — необходимо сканировать при продаже на кассе все виды фасованного пива и аналогично отправлять информацию в ГИС МТ.
с 15 января 2025 г. — запрещена продажа пива в потребительской упаковке без маркировки.
Какое пиво будут маркировать?
Если кратко — все пиво, пивные и слабоалкогольные напитки, кроме танкового (бойлерного) и безалкогольного пива.
Коды продукции, которая подлежит маркировке:
- Пиво солодовое и напитки пивные.
ТНВЭД: 2203 00, 2206 00;
ОКПД-2: 11.05.10.120; 11.05.10.130; 11.05.10.160 - Сидры.
ТНВЭД: 2206 00 310 0; 2206 00 510 0; 2206 00 810 0;
ОКПД-2: 11.03.10.211; 11.03.10.212 - Прочие напитки с концентрацией спирта не выше 7% (медовуха, пуаре).
ТНВЭД: 2206 00 390 1; 2206 00 590 1; 2206 00 890 1;
Коды ОКПД-2: 11.03.10.210
Как рознице подготовиться к маркировке пива?
Если еще не зарегистрированы в системе маркировки — пройти регистрацию. Если уже зарегистрированы — до конца 2023 года добавить в личный кабинет “Честного знака” товарную категорию “пиво”.
Важно проверить, что программное обеспечение на вашей кассе позволяет отправлять отчет о вскрытии кеги, а также автоматизировать привязку кода на кеге к товару при продаже. В противном случае придется тратить дополнительное время на формирование отчетов о вскрытии, и также сканировать код с кеги при продаже каждого литра, что заметно усложнит работу.
Действия розницы после ввода маркировки пива с января 2024
- При приемке убедитесь, что пиво промаркировано (хотя бы визуально).
- После постановки кеги на кран отправьте отчет об этом в ГИС МТ. Крайний срок: не позднее следующего рабочего дня после постановки. То есть все кеги за выходные можно отправить в понедельник.
- При продаже каждой порции в чеке нужно отражать код кеги и указывать проданный объем. При помощи кассового ПО это может быть реализовано без сканирования кода при каждой продаже.
На какую часть кеги будет наносится код маркировки?
Согласно рекомендациям “Честного знака”, код можно нанести на:
- укупорочное средство (в том числе термоусадочный колпачок или крышку-пломбу);
- внутреннюю или внешнюю поверхность обечайки или плечо кеги;
- внешнюю поверхность или упаковку полимерного кега.
Главное условие — код должен быть нанесен так, чтобы его нельзя было удалить без повреждения и использовать повторно.
Взаимодействие системы маркировки пива и ЕГАИС
Система маркировки будет передавать фискальные чеки в ЕГАИС. Таким образом будет сразу вестись учет реализации фактически проданного пива.
Однако при продаже разливного пива всегда есть остатки, которые не проходят через кассу — например, при “проливе” или списании по истечении срока годности. Такое пиво нужно будет списывать актом в ЕГАИС. Отправлять информацию об этом списании в систему маркировки не нужно.
Программные решения для маркировки пива в рознице
Эвотор предлагает продавцам маркированного пива использовать приложение “УТМ Плюс”. По словам представителей компании в приложении уже есть функционал вскрытия кеги и продажи по литрам без повторного сканирования кода маркировки.
Пользователи могут столкнуться с различными ошибками и сложностями при работе с кассой. Решение частых ошибок на Эвотор и соответствующие инструкции вы всегда можете найти на нашем сайте или узнать по телефону 8-800-250-14-15. Вы также можете обратиться к нам по любым вопросам работы с ККТ и гарантированно получить ответ в течение дня.