Найти тему
Вести: Приморье

Леера, асфальт, разметка: современная дорога к Ворошиловской батарее на Русском

К монтажу лееров и нанесению разметки на новых дорогах на острове Русский приступила компания-подрядчик. К Ворошиловской батарее, поселкам Экипажный и КЭТ заасфальтировали дороги и установили современное ограждение, сообщают «Вести:Приморье». Подобные преобразования проведены по инициативе губернатора Приморья Олега Кожемяко и главы Владивостока Константина Шестакова при поддержке полпреда в ДФО Юрия Трутнева.

Асфальтовое покрытие появилась на дорогах острова Русский к поселку КЭТ и Ворошиловской батарее
Асфальтовое покрытие появилась на дорогах острова Русский к поселку КЭТ и Ворошиловской батарее

Этой осенью на острове заасфальтированы сразу два больших и значимых участка дорог. Проведенные работы позволили связать асфальтированной дорогой Университетский проспект с посёлками Экипажный и КЭТ.

«От Ворошиловской батареи по направлению к посёлку Экипажный заасфальтировали 1,4 км дороги, ещё 900 метров сделали от Экипажного до Кэт. Это огромный перечень работ, включающих устройство основания дороги, формирование кюветов, монтаж водопропускных труб, асфальтирование, установку новых технических средств организации дорожного движения и другие мероприятия по благоустройству», – пояснили в управлении дорог администрации Владивостока.

Как замечают эксперты городской администрации, асфальтирование дорог на острове Русский – одна из приоритетных задач администрации города. В этом году там сделали два участка общей протяженностью 2,3 км. В прошлом году асфальт положили на участке в 2,7 км от Ворошиловской батареи по направлению к Экипажному, а годом ранее сделали первый участок – от Университетского проспекта к Ворошиловской батарее.

Историческая справка

История появления будущей Ворошиловской батареи восходит к маю 1931 года, когда Реввоенсовет СССР принял решение о разработке мер по усилению обороны Владивостока. Несмотря на наличие здесь мощной крепости (впрочем, разоруженной японцами в 1920-х годах), город был практически открыт для нападения с моря. Приехавший на Дальний Восток нарком обороны СССР Климент Ворошилов лично выбрал позицию под строительство новой 305-миллиметровой артиллерийской батареи. Было решено расположить ее на острове Русском, прикрывающем Владивосток, а вооружить батарею предписывалось двумя трехорудийными бронебашенными установками, снятыми с линкора «Михаил Фрунзе» (бывший «Полтава»).

Ворошиловская батарея с высоты птичьего полета
Ворошиловская батарея с высоты птичьего полета

Расположение было выбрано крайне удачное – ее совсем не видно с моря, поэтому в случае боевых действий отвечать на огонь неприятелям пришлось бы вслепую.

Береговая башенная батарея №981, названная в честь Климента Ворошилова, находится в южной части Русского острова, недалеко от юго-западного берега бухты Новик, глубоко вдающейся в остров. Внешне – это две одинаковые трехорудийные башни, соединенные подземным ходом на глубине 20 метров. Подъехать к батарее достаточно легко, а вот со стороны ее абсолютно не видно. Конечно, и сами броневые башни, и стволы орудий впечатляют, но это только видимая часть сложнейшего устройства, безукоризненно работающего уже много лет.

Аналогичная батарея калибром 305 мм находится только в Севастополе, других похожих на территории бывшего СССР нет. Не надо быть артиллеристом, чтобы понять: главные части батареи находятся под землей. Это действительно так: над поверхностью возвышаются лишь круглые башни с орудийными стволами, а под ними – еще пять этажей. Фактически в скальный грунт помещено всё необходимое для боевой службы: зарядное и перегрузочное отделения, снарядные погреба, хранилища припасов, помещения для личного состава, электростанция и даже водяная скважина. Все это практически неуязвимо для обстрела и бомбежки. Что касается башен, то их форма и толщина брони (до 300 мм) позволяли выдержать любой артиллерийский и, как позже выяснилось, даже ракетный удар.

Монтаж первой башни был закончен 1 февраля, второй – 1 апреля 1934 года. 11 ноября 1934 года приказом Реввоенсовета морских сил Дальнего Востока в составе Владивостокского укрепрайона была сформирована башенная батарея, получившая имя наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова. Боевой расчет каждой башни составлял 75 человек, в целом на батарее служило 399 человек. Вес каждого ствола – 51 тонна, длина – без малого 16 метров, угол наведения по вертикали изменялся от –5 до +25 градусов, а по горизонтали составлял 360 градусов. Снаряды весом до 470 килограммов могли пролететь после выстрела 35 километров. Фактически Ворошиловская батарея держала под обстрелом всю акваторию залива Петра Великого. Одним залпом шести ее орудий мог быть уничтожен тяжелый крейсер, что доказано в ходе учебных стрельб.