Найти тему
Филиал Грамотности

Подготовка к сочинению ЕГЭ 8

Урок 8. Тема 8. Смысл жизни. Счастье. Нравственные ценности.

Бонусом к уроку вас ждет ссылка на мой БЕСПЛАТНЫЙ курс по Итоговому сочинению (3 урока в записи, их достаточно, чтобы подготовиться к написанию ИС на зачёт с первого раза). Ссылка ждёт вас в конце статьи.

А еще в конце статьи вас ждет ПОДАРОК.

Это последний урок по тематическим блокам текстов ЕГЭ. И в нём затрагиваются самые сложные философские идеи. Конечно, у ребят, меня, каждого из вас, автора исходного текста, составителей КИМов и экспертов могут быть разные представления о смысле жизни/счастье и нравственности. Как "угадать" верный ответ? Ребятам я советую "вжиться" в роль учителя литературы. Какие истины мы чаще всего слышим на уроках литературы? Какое зло наказывается в книгах? Кому даровано счастье? В этих вопросах и скрыты основные ответы.

1. Прочитайте текст-подсказку.

Смысл жизни заключается в постоянном духовном развитии и в помощи окружающим людям. Необходимо воспитывать в себе нравственные идеалы и не опускаться до уровня зла. Настоящая дружба и настоящая любовь приходят только к тем, кто готов раскрыть другим людям свою душу. Человек должен быть щедр и честен, стремиться помочь окружающим, но без корыстных намерений. Предательство и подлость всегда наказуемы, так или иначе. Чистота души – высший идеал человеческого развития. Красота внешняя гармонирует только с красотой внутренней.

На какие вопросы есть ответы в этом тексте? Составьте минимум 5.

Используйте ключевые слова: Смысл жизни; счастье; доброта; честь; дружба; любовь; предательство; нравственность; бескорыстие; взаимовыручка; гуманность; подлость; благородство

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте текст ниже.

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною», и для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Выпишите основную мысль (позицию) текста:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всегда обращаю внимание ребят на то, что русская литература (а значит, и восприятие текстов экспертами) направлена на альтруизм. Счастье - делать счастливыми других. Добро всегда бескорыстное. Ценности всегда духовные. Не все ребята сейчас с этим соглашаются. Не со всем согласна и я. Но лучше придерживаться "околоэкспертных" взглядов, чтобы не рисковать К5 и К11.

3. Прочитайте текст ниже

Текст Б.Л.Васильева

(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна? (9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать. (14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания. (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.
− (25)Для работы.
− (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.
(27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.
(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

Бори́с Льво́вич Васи́льев (1924-2013) — русский советский писатель, сценарист.

Очень сложный текст. Предлагаю разбирать его совместно с ребятами, так как тут действительно непросто разобраться, чего же хочет от нас автор.

Домашним заданием к такому уроку будет написание сочинения.

У меня также есть тексты уроков по темам Язык и Речь, Наука и Технологии,Книга и Писатель, Природа и Экология, Социум и Человек, Война, Искусство

Тот самый БОНУС - по ссылке проходите регистрацию и абсолютно БЕСПЛАТНО получаете доступ к 3 урокам по итоговому сочинению!

А теперь про ПОДАРОК: оставьте в комментариях к любому из 3 уроков курса свой отзыв - получите в подарок урок по тайм-менеджменту для учащихся 9-11 классов. Очень полезное видео для вас, ваших детей, ваших родителей. материалы урока собраны на основе личного опыта, а также на основе курсов повышения квалификации от ВШЭ и Московского института психоанализа


#егэ #егэрусский #егэ2024 #сочинение #репетитор #филиалграмотности #репетиторонлайн #егэ100