Заходишь в сетевой магазин за молоком, а там глаза разбегаются — фасовка 900 мл, 835 мл, 830 мл, 950 мл, 850 мл, 1, 3 л, 1,45 л… Скачет граммовка, скачут цены, а так сколько стоит 1 литр или 1 килограмм продукта? На ценнике это не указывают.
Кто и когда придумал, что будет лучше оставить прежнюю упаковку товара, но внутрь вложить не 100 г шоколада, а 90 г, а вот цену оставить как за 100 грамм?
Называется такое решение шринкфляция. В России её впервые широко использовали производители соков и молока во время кризиса 2008—2010 годов. Затем в ход на уменьшение веса пошёл майонез, пиво, сгущёнка, сметана, подсолнечное масло, сливочное масло. Даже продавали девяток яиц по цене десятка.
Нравится ли такое решение покупателям?
Тут всё зависит от:
• платёжеспособности (кому-то проще купить 850 г за меньшую цену),
• предпочтений («хочу только самое качественное»),
• от лени (полдня стоять высчитывать цену за 1 кг каждого товара, когда купить нужно полную телегу продуктов),
• желания знать, за что именно платишь (качество, количество),
• здравого смысла (к примеру, в большинстве рецептов нужно 200 граммов сливочного масла, а продают, в основном, 180 граммов).
Но в итоге мы платим больше, а получаем меньше.
Как реагируют на это власти?
В июне 2023 года в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий обязать розничные сети указывать точную стоимость товаров за 1 кг или 1 л. В ноябре почти 78% депутатов проигнорировали его на голосовании.
Также, по инициативе Генпрокуратуры России с конца октября 2023 года в ГОСТ внесены требования — производители должны фасовать социально значимые виды продуктов в упаковки с утвержденным весом или объемом. Но при этом, ГОСТ — не обязательный стандарт.
Мы попробовали объективно разобраться в происходящих изменениях и просим поделиться вашим мнением в комментариях к посту.