Благодарю тебя, дорогой читатель, за искренний интерес к родной речи. Пришло время поговорить о самом главном. Мой личный анализ показал, что весь строй нашего языка (и лексический, и грамматический) лежит на буквах. Поэтому, предлагаю открыть новую страницу в твоей жизни, когда произносимый звук речи станет ещё и осмысливаемым. Итак, о буквах...
Уже был разговор про букву «У» и про букву «О». Знакомство с «А» откладывать просто неприлично.
Узнаёшь? Наверное, нет. Я её тоже не сразу узнала. Но это она, наша «А». Впервые мы познакомились с ней в Музее письменности в Великом Новгороде, там она лежит на всеобщем обозрении, но в полном забвении. Никто никак её не комментирует.
Это «А» из прописей маленького новгородца Онфима (век приблизительно XІІІ). А раз прописи — значит «по правилам». Буквы в прописях отличаются от современных, но вся наша «кириллица» читается чётко. И буква «А» везде начертана одинаково. Уверена, что это её истинное лицо.
Однако наш букварь знакомит уже с совсем другой буквой «А». Отличия очевидны. Старая «А» прикреплена к верху строки и опускает вниз свои ничем не ограничиваемые лучи. Их три: два, идущих от первоисточника, и один отпрыск.
Мы открываем рот, челюсти не напряжены, язык свободен, преград нет, поём свободно: «А-а-а-а-а». Положение речевого аппарата в точности повторяет графику старой «А».
В новой букве «А» отросток превратился в перекладину, замыкающую горло. Новое «А» с перекрытым горлом не поёт, оно боится свободы, оно закрывает от мира первоисточник.
Новгородская графика «А» (Азъ) не связана ни с греческой «α» (Альфой), ни с финикийской «Алеф» (мордой быка), более уместной здесь выглядит вот такая история трансформаций.
Итак «А» — это направленный поток изначальной энергии, это свобода, это алый цвет, это начало начал, это первичный импульс, это Огонь Солнца, оживляющий нашу планету. Если мы хотим придать слову максимальную силу, мы наделяем его «А».
«А» любит широту и простор. Когда мы хотим привлечь внимание, то во весь голос кричим: «А-а-а-а-а!!!!». И все вокруг оборачиваются: «Что же такое важное случилось?». «А» — это призыв. Когда мы говорим: «А как же я?», «А теперь ты!», то как бы выносим на передний план того, о ком говорим. «А» всегда привлекает внимание.
Букву «А» раньше звали — АЗЪ. Азы — это начало начал, с азов начинается любое учение. Люди раньше тоже были смелые и с широкой душой, совсем как буква «А». Они говорили о себе: «Азъ есмь» (Я сам, я есть, я существую).
Азъ — символ ясности, проявленности, свободы воли и призыва к взаимодействию. Раньше, говоря о себе «Азъ», человек сразу заявлял о своей свободе и возможности её проявления. Говоря о себе «Я», человек несколько ограничивает свободу своих проявлений. В этом смысле английское [ай] («I» — "я") не ограничивает изначально, но ставит точку в конце, подчёркивая неизбежный конец личности.
Самая главная работа «А» — слогообразующая. Одиночные гласные — это сила без действия, бензин без мотора. Чтобы слово «заработало» нужен склад (от слова «складывать») или по-другому слог (от слова «слагать»), то есть соединение: СОГЛАСНЫЙ + ГЛАСНЫЙ = СЛОГ (СКЛАД). Самые главные склады, конечно же, с буквой «А», именно от них пошло дальнейшее образование слов.
· Зван (краткое причастие) и звон (существительное) хорошо демонстрируют разницу гласных "А" и "О". Звон может быть очень мощным, но он как бы ограничен неким радиусом вокруг колокола. Зван несёт призыв без границ, это уже рупор, который «кричит» во все стороны, чтобы дозваться.
Гласные — главные буквы в слове. Именно они оживляют слово и дают ему силу. Это голоса слов. Главная из главных — это ударная гласная. Она царица. Раньше стать царицей могла любая гласная в слове: надо было лишь выделить нужную по смыслу букву. Но постепенно слова лишились смысловых оттенков, а ударение в слове стало всё чаще падать в одно и то же место, на одну и ту же гласную букву.
Поверьте, каждая буква — это целая страна. Страна со своими особенностями, правилами, историей, культурой. Каждая из них по-своему интересна и самобытна. Каждая достойна уважения.