Как известно, Курская битва стала коренным переломом в Великой Отечественной войне, тогда стало ясно, что гитлеровской Германии уже не под силу изменить ход войны, и окончательный ее разгром является делом времени. И в этой новой обстановке на фронтах Великой Отечественной войны и возникла идея учреждения ордена для представителей высшего командования, умело проводящих войсковые операции с участием крупных соединений. Замысел состоял в том, чтобы награда была исключительной, уникальной и особо ценной.
Согласившись с этим предложением, Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин заметил, однако, что своя высшая награда нужна и тем, без кого не было бы успехов генералов — простым солдатам.
И солдатский орден Славы стал тоже особенным и отличался от всех других наград времен Великой Отечественной войны. Им награждались за проявленное в боях личное мужество лишь красноармейцы и краснофлотцы, сержантский и старшинский состав Красной Армии и Военно-Морского Флота, а также младшие лейтенанты Военно-Воздушных Сил. Характерной особенностью ордена Славы являлось также следующее: награда вручалась только конкретным воинам, за их боевые подвиги, воинские подразделения не награждались.
Орден имел форму пятилучевой звезды, в центре ордена располагалась окружность медальона с барельефом кремлевской башни, на которой установлена рубиновая звезда. Нижняя часть медальона имела рубиновую ленточку со словом «СЛАВА», которое было выполнено заглавными литерами, а по обе стороны от этой ленточки по внутренней стороне медальона были лавровые веточки, символизирующие победу.
Стоит также отметить, что орден Славы 3-й степени изготавливался из серебра, вес которого составлял порядка 20.6 граммов при общей массе награды 23 грамма. Центральная окружность медальона ордена 2-й степени имела уже позолоченное покрытие, а вес награды и содержание серебра были аналогичны с орденом 3-й степени. Орден же 1-й, высшей степени отличия, изготавливали из золота высшей пробы, которого содержалось в награде 29 граммов при общем весе ордена в 31 грамм.
Итак, Указами Президиума Верховного Совета СССР 8 ноября 1943 года были учреждены орден Победы — высшая военная награда СССР, и орден Славы, как высшая солдатская награда.
Первые награжденные орденом Славы 3-й степени, а в солдатской среде орден еще назвали орденом «дыма и огня» из-за цветов орденской ленточки, состоялись уже вскоре после утверждения нового ордена. Практически одновременно орденом Славы 3-й степени были награждены старший сержант В. С. Малышев и сержант Г.А.Исраелян, оба воевали саперами.
По одной из версий, пальма первенства все же отдается сержанту Георгию Аванесовичу Исраеляну, может потому, что именно о нем писала главная военная газета «Красная Звезда» в номере за 21 ноября 1943 года, к тому же сделавшая такую ссылку:
— Учрежденный орден Славы является как бы преемником старого солдатского Георгия.
Вполне возможно, что тогда руководство СССР этим дало понять, что лучшие традиции старой русской армии не забыты. А ее история, как известно, была прочно связана с Георгиевским крестом — наградой на черно-оранжевой (получившей название георгиевской) ленте, как бы впитавшей в себя дым и огонь многих сражений, именно такими орденами награждали своих воинов прославленные русские полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов. «Егорий», как именовали этот орден солдаты царской армии, был для них знаком отличия за храбрость на поле боя. А такое прозвище в солдатской среде могло родиться потому, что первым его кавалером в 1807 году стал унтер-офицер Егор Митюхин. Но после 1917 года традиция награждать солдат «Георгием» прервалась, советское правительство отказалось от царских наград. А в Великую Отечественную войну появился его преемник — орден Славы, и 17 ноября 1943 года в Красной Армии появился первый кавалер ордена Славы — сержант Георгий Исраелян. Таким образом, награждение именно Георгия Исраеляна за подвиг стало как бы символичным сохранением лучших военных традиций.
Совершил же свой подвиг храбрый сержант в болотах Новгородской области, когда осенью 1943 года 182-я стрелковая дивизия Красной Армии держала оборону в лесах под Старой Руссой. Немецкие минные поля мешали разведчикам взять языка и выявить вражеские укрепления и огневые точки. А комдив полковник Шатилов жестко требовал разведать передний край немецкой обороны на случай, если придется наступать, дабы выполнить боевой приказ малой кровью.
Тогда в 140-м стрелковом полку решили провести инженерную разведку, поручив эту задачу саперному взводу лейтенанта Шепилова, который отобрал в разведгруппу лучших саперов под командованием сержанта Георгия Исраеляна. Выбор на него пал не случайно, сержант был на хорошем счету, воюя с июня 1941 года Исраелян не раз проявлял мастерство и мужество при проделывании проходов в минных полях и был уже отмечен медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды. Не зря в полку о нем говорили: «сапер Божьей милостью».
И в ночь на 7 ноября 1943 года Георгий Исраелян и его бойцы поползли в сторону немцев. Им удалось пройти вражеское минное поле и ворваться в немецкую траншею первой линии обороны. Там они завязали скоротечный бой с охранением противника, забросав его гранатами. А когда пришла пора отходить, Исраелян прихватил с собой трофей — немецкий пулемет. Как писал в своем докладе командир 140-го стрелкового полка полковник Кротов, «саперная разведка установила путь подхода к обороне немцев и начертание переднего края обороны противника». Кроме того, саперы доложили, что взорвали два блиндажа, миномет и убили около 15 немцев. А так как разведчиков ценили особо, то поэтому командир полка Кротов уже 12 ноября подписал представления к наградам на четырех саперов, а их командира, сержанта Исраеляна, ходатайствовал наградить орденом Отечественной войны 2-й степени. Но командир дивизии Шатилов решил иначе, учитывая, что несколькими днями ранее советские газеты опубликовали Указ об учреждении солдатского ордена Славы и предоставлении права комдивам награждать бойцов его 3-й степенью. Поэтому 17 ноября Шатилов издал приказ по дивизии за № 052, ставший, можно сказать, историческим. Согласно нему комдив наградил саперов-разведчиков медалями, а Георгий Исраелян, как ворвавшийся в немецкую траншею первым, получил орден Славы 3-й степени. Так в Красной Армии появился один из первых награжденных этим солдатским орденом.
Отметим также, что в 1944-м году Георгия Исраеляна наградили 2-й степенью ордена Славы, а 24 марта 1945-го он стал уже полным кавалером этого ордена, заслужив и его 1-ю степень.
За время же Великой Отечественной войны всего было более миллиона награждений орденом Славы 3-й степени, более 46 тысяч орденом Славы 2-й степени, и 2687 воинов были награждены 1-й степенью ордена Славы. Первый Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом Славы 1-й степени был опубликован 22 июня 1944 года, кавалерами стали ефрейтор М. Т. Питенин и старший сержант К. К. Шевченко.
Еще несколько интересных моментов: самым молодым полным кавалером в 1945 году стал гвардии младший сержант Иван Кузнецов, командир орудия 185 гвардейского полка, в момент представления к высшей степени ордена Славы ему было 16 лет, а самым пожилым полным кавалером был Ширяев Иван Андреевич, получивший первую степень ордена в возрасте 54-х лет.
Одновременно и Героями Советского Союза, и полными кавалерами ордена Славы стали: артиллеристы Андрей Васильевич Алешин, Николай Иванович Кузнецов, морской пехотинец Павел Христофорович Дубинда и летчик-штурмовик Иван Григорьевич Драченко.
Иван Драченко попал на фронт летом 1943 года, воевал на Курской дуге. Спасая самолет и жизнь командира полка, в одном из боев августа 1943 года Иван Драченко таранил своим Ил-2 истребитель противника, был тяжело ранен и попал в плен. Потерял из-за ранения правый глаз. В сентябре 1943 года Драченко сумел сбежать из плена и вернуться к своим. В марте 1944-го, после излечения, снова начал летать. За время войны совершил 151 боевой вылет, в воздушных боях сбил 5 самолетов противника, на земле уничтожил еще 9. В октябре 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Среди полных кавалеров ордена Славы и четыре женщины: пулеметчица Дануте Юргио Станелиене, санинструктор Матрена Семеновна Нечепорчукова, снайпер Нина Павловна Петрова и воздушный стрелок-радист Надежда Александровна Журкина.
Как видим, орден Славы — знаменитая награда Великой Отечественной войны.
Вот как оценивал награждение орденом Славы фронтовик Бронислав Карпенко, кстати, Бронислав Викторович — белорус, уроженец Березинского района Минской области, сам был кавалером ордена Славы 3-й степени:
— Это была самая почитаемая советская солдатская награда. Конечно, медаль «За отвагу» тоже вручали за конкретный подвиг, но это медаль, а «Слава» — орден. Даже орден Славы 3-й степени ценился выше, чем орден Отечественной войны. Заслужить орден Славы было трудно, и все это понимали. Например, у нас в составе отдельного истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона 2-го Белорусского фронта, помимо меня, были еще только 4 бойца, награжденных этим орденом 3-й степени, всего двое имели ордена 2-й степени и лишь один был полным кавалером ордена Славы.
Текст: Владимир Касьянов
Фото: из открытых источников