В контексте актуального конфликта всё чаще звучат то критика, то хвалебные оды в сторону танков армии России и машин советской школы танкостроения в целом. При этом, нельзя сказать, что всё настолько «радужно». Потери есть, а официальных данных о потерях из отечественных ресурсов пока нет. Приходится ориентироваться на западные источники, в интересах которых завышение потерь ВС РФ и занижение потерь оппонента. Об объективности речи не идёт, но это не отменяет других конфликтов, по которым есть более подробная и точная статистика, причём общепринятая.
Самый страшный конфликт
Я вряд ли кого-то удивлю, если назову первую Чеченскую самым страшным конфликтом в истории современной России. По абсолютным значениям он вряд ли «переплюнет» актуальный, но масштабы тоже разные… К тому же, во время первой Чеченской кампании соотношение потерь к безвозвратным было самым большим.
Добавлю, что обе Чеченских кампании обладают довольно подробной статистикой. Среди них есть цифры потерь в бронетехнике, а судьба некоторых боевых машин известна в подробностях. Благодаря этому удастся составить даже процент потерь среди экипажей.
Общие потери
И так – за всё время первой Чеченской войны, со стороны армии России было применено 230 танков, среди которых 164 потерянных (42 захваченных в самом начале, 65 уничтоженных и 57 требующих капитального ремонта). Примечательно, что многие ОБТ не были укомплектованы по штату. Известно, что подавляющее большинство Т-80БВ, участвующих в штурме Грозного фактически не имели динамической защиты – весели только коробки без наполнителя. Из уничтоженных и повреждённых машин (122 танка в общей сумме), 31 имеют достоверную историю их повреждений, вплоть до средств поражения, мест попадания и потерь среди личного состава.
Начнём с «общего» и плавно перейдём к «частному»… В ходе войны, ВС РФ потеряли 71% танков. Процент безвозвратных составляет 46% (из 230 танков). Если считать процент безвозвратных потерь в танках от общего, то получим 65% (из 164 потерянных). Для любого конфликта проценты довольно большие и вряд ли с этим кто-то будет спорить.
Подробнее…
Многие критики советских танков сетуют на большие потери среди личного состава, взрывы БК, пожары и прочее. Для того чтобы определить соотношение на каждый из этих случаев, предлагаю взглянуть на 31 танк армии России в Чеченской войне, судьба которого достоверно известна, вплоть до количества снарядов, попавших по танкам и потерь среди танкистов (погибшими и ранеными). Сперва определимся с безвозвратными потерями… К таковым можно записать 13 машин (сгоревшие и взорвавшиеся), а остальные 18 подлежали восстановлению на момент поражения и почти сразу после него.
Детонация БК
В результате детонации боезапаса было потеряно 8 танков (25% из 31 танка в основе статистики), 5 из которых горели до взрыва, а 3 машины взорвались практически сразу. То есть, у 60% экипажей, машины которых взорвались в последствие попаданий, была возможность эвакуироваться после попадания.
Пожар
Всего горели без детонации боеприпасов 5 машин (16% от 31 танка).
Потери среди экипажа
В статистике учитывается 31 танк, общая сумма танкистов в которых 93 человека. Из них потеряли 32 человека, или треть от общего числа. Среди них 25 погибших и 7 раненых.
Примечание
В статистике можно увидеть ОБТ, которые выдержали более трёх попаданий с разным исходом. Самый известный случай – Т-80БВ 81 гв. Мотострелкового Полка, который после 8 попаданий из РПГ смог вернуться своим ходом. Но есть и другой случай – Т-72Б1 с бортовым номером 423 из 276 Мотострелкового Полка. Он выдержал 11 попаданий из РПГ, и ни одно из них не уничтожила ОБТ, но были потери среди экипажа.
Дальнейшие войны
Есть подробная статистика о потерях танков за вторую Чеченскую и Грузино-Осетинскую войну 8 августа 2008 года. В первом случае, безвозвратные потери составили 11 танков из 82, принявших участие, или 13%. Общие потери оцениваются в 40% машин, и как вы уже поняли, 37% подлежали восстановлению.
В войне с Грузией, Россия потеряла 2 Т-72Б1, 1 Т-72БМ (он же Т-72Б образца 1989 года) и 1 Т-62. Точное число машин, принявших участие в боях неизвестно. Общепринятое число – около 200 машин от ВС России, Абхазии и Осетии (подавляющее большинство принадлежали армии России). Разумеется, в этой статистике республики не учитываются, но даже без них – 4 танка это очень мало.
Достоверных данных за 2014-2015 год даже ждать не стоит, а война в Сирии ещё не закончилась и говорить о статистике пока рано.