Едва глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что 12-й пакет антироссийских санкций уже согласован, как оказалось, что она поспешила. Министр иностранных дел Словакии Юрай Бланар заявил, что республика заблокирует документ, если из него не уберут запрет на ядерное топливо из России.
- — Красной чертой для нас является то, что наши АЭС пока не могут осуществить переход на другое топливо. Ядерного топлива из России в списке ограничительных мер точно не может быть, — сказал министр.
В Словакии работают две АЭС: «Моховце» и «Богунице», возведенные при помощи СССР и России.
А до Братиславы по поводу российского топлива для АЭС уже высказался Будапешт. Венгрия занимает гибкую позицию. Она старается не блокировать санкционные пакеты ЕС, но добивается исключений для себя.
Так, Венгрия не следует санкциям, касающимся нефти и газа из России. Что же касается ядерной энергетики, то Будапешт сообщил, что будет не только закупать российское топливо, но и продолжит запланированное расширение АЭС «Пакш», включая строительство двух новых энергоблоков ВВЭР-1200 второй очереди станции.
Вероятность взрыва
Руководители Венгрии и Словакии опасаются, в первую очередь, не финансовых потерь от перехода с российского атомного топлива на французское или какое-то еще, хотя и они будут серьезными. Главное, что перенастройка реактора с одного топлива на другое может привести в ядерному взрыву, особенно — если это делать впопыхах.
К примеру, госкорпорация КНР «Атомная энергетика Китая» в своем докладе прогнозирует аварию на Ровенской АЭС Украины в течение первых 10 лет с момента перехода от российского топлива на альтернативное.
В китайском исследовании говорится, что «переход атомных станций на нештатное топливо несет технологические и экологические риски, поскольку топливо жестко привязано к реакторной технологии».
Чтобы создать безопасное альтернативное топливо, требуется десятилетие экспериментов, считают китайцы. Украина проводит такой эксперимент на энергоблоках действующих АЭС, что может привести к катастрофическим последствиям. Только если аварии не произойдет в течение 10 лет, можно будет говорить о том, что эксперимент прошел, скорее всего, успешно — констатируют китайские специалисты.
Ровенская АЭС — старейшая из трех, оставшихся на Украине. В отличие от остальных станций, которые оснащены реакторами ВВЭР-1000, на Ровенской стоят менее адаптивные ВВЭР-440. Они представляют из себя особый риск, хотя и «тысячки» — тоже. Полную перезагрузку всех 15 реакторов, которые есть на Украине, альтернативным ядерным топливом Киев обещал завершить к концу 2023 года.
О тонкостях перехода на другой сорт ядерного топлива «Свободной Преесе» рассказал ведущий специалист по атомной энергетике, директор АНО «Атоминфо-Центр» Александр Уваров.
- — Переход на топливо другого поставщика — это достаточно освоенная в мировой атомной отрасли процедура, которая периодически происходит, но — по правилам. Основное из них: два поставщика — старый и новый — должны между собой сотрудничать.
- Ядерный реактор, как правило, перегружается не полностью, а частично — на четверть или треть. При этом два топлива начинают сосуществовать в активной зоне. Но если два поставщика не обмениваются информацией между собой, то возможна авария.
«СП»: На часть предприятий «Росатома» уже наложили санкции десятым пакетом, и это, как минимум, не способствует обмену информацией. Кроме того, насколько известно, Киев, перегружая свои реакторы, с российскими ядерщиками принципиально не консультировался…
- — Есть вариант, позволяющий минимизировать консультации: полностью выгрузить старое топливо и заменить его топливом нового поставщика. Но это — очень большие финансовые потери для владельца АЭС. Получается, что три четверти стоимости активной зоны — деньги, выброшенные на ветер.
- Но все равно новое топливо должно получить одобрение специалистов, а для этого нескольким кассетам следует полностью отработать и пройти квалификацию. Это — несколько лет экспериментальных исследований.
- Если смену топлива осуществлять по уму — ничего страшного не будет. Но если делать это в политической истерике: прямо сегодня мы отказываемся от русского топлива и переходим на другое, то это чревато не только финансовыми потерями, но и ядерным инцидентом.
Хватит ли топлива Европе?
Рынок ядерного топлива трудно назвать профицитным. К примеру США, какими бы ни были отношения Вашингтона и Москвы, никаких санкций против ядерного топлива из России не вводили и даже не собирались.
Как сообщило агентство Bloomberg, ссылаясь на американскую статистику, в 2022 году импорт российского топлива в Штаты вырос на треть и составил $644 млн. А за первое полугодие 2023 года американцы купили у «Росатома» топлива на $696,5 млн — 416 тонн, что в 2,2 раза больше, чем за такой же период 2022-го.
Дело в том, что Штаты уже давно не занимаются обогащением урана самостоятельно. Когда-то это производство Конгресс счел опасным и запретил, а когда поднимался вопрос о том, чтобы его восстановить, то оказалось, что строительство и наладка новой центрифуги займет 10 лет, и эту тему больше не педалировали. Между тем, США потребляют более трети всего ядерного топлива, производимого в мире. На четверть свои потребности Штаты удовлетворяют благодаря «Росатому».
Но Европа, как хорошая собачка, бежит впереди хозяина и стремится ввести даже те санкции, которые США для себя не рассматривают.
- — Видя, какими темпами наращивают покупки ядерного топлива у России американцы, европейские потребители уже выстроились в очередь к «Росатому» за дополнительными поставками. Они в спешном порядке заполняют свои склады про запас, — говорит Александр Уваров.
- — Топливо, которое мы производим для реакторов американского и европейского образца, может заместить кто угодно. Хватило бы мощностей. В ближайшие годы их хватать не будет.
- Другое дело — топливо, которое «Росатом» делает для реакторов советского образца. Его, кроме нас, может производить только расположенный в Швеции завод американской компании Westinghouse Electric. Но производительность этого завода крайне ограничена. Он не сможет быстро поставить в нужном количестве топливо для АЭС Венгрии, Словакии, Болгарии и других стран, где работают такие реакторы.
Для России отказ Европы от нашего топлива не стал бы проблемой потому, что «Росатом» строит новые энергоблоки и обеспечивает уже действующие в таких мощных странах-энергопортебителях, как Китай, Индия, Бангладеш, Иран, Египет, Нигерия, Турция.