Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Возвращение «Святого Луки» (СССР, 1971) и "Выстрел в спину" (СССР, 1980): мнения зрителей и кинокритиков

Выстрел в спину. СССР, 1980. Режиссер Владимир Чеботарёв. Сценарист Николай Леонов (по собственной одноименной повести). Актеры: Лев Прыгунов, Михаил Волков, Игорь Охлупин, Александр Збруев, Лариса Удовиченко, Владимир Самойлов, Нелли Пшенная, Юрий Саранцев, Виктор Чекмарёв, Владимир Ферапонтов, Любовь Полищук, Марина Дюжева, Всеволод Ларионов, Владимир Кенигсон, Лев Золотухин, Софья Пилявская, Елена Максимова, Геннадий Юхтин и др. 22,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Владимир Чеботарев (1921–2010) за свою творческую карьеру тоже поставил 16 фильмов, многие из которых («Человек–амфибия», «Как вас теперь называть?», «Крах», «Алмазы для Марии», «Выстрел в спину», «Дикий мед») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Убит знаменитый писатель… Милиция ищет преступника…

Рецензент журнала «Искусство кино» весьма сурово прошлась по недостаткам этого детектива: «Грубые драматургические накладки и натяжки поражали, пока я не понял: несообразности эти оттого, что все хитросплетения фабулы вокруг мотивов убийства … авторам не важны. Это так, орнаментальный узор около истинного драматургического стержня. Ведь стержень, глубинная причина преступления Шутина – не что иное, как зависть. Черная зависть к Ветрову, к его творческим успехам, к его популярности и славе. Все остальное производно. Это явно проступает сквозь все перипетии сюжета, … Итак, новая версия Моцарта и Сальери? Но только на каком убогом криминально–детективном уровне она на этот раз рассматривается! Нет, не совместимы «казус Моцарта и Сальери» и стереотипы голливудского детектива. Никак не совместимы» (Ишимов, 1980: 48–49).

И надо сказать, что с этой критической точкой зрения согласны и многие зрители XXI века:

«Чрезвычайно слабый, если не сказать, бездарный фильм. Всё здесь настолько плохо снято и сыграно, что и обсуждать нечего. Едва ли не впервые работа в кино Льва Прыгунова вызвала такое отторжение. ... Ущербное кино» (Л. Чесноков).

«Средненький фильм. К сценарию много претензий… Пистолет оставленный дома после совершения преступления: фантазия сценариста зашкаливает» (К. Купыч).

Киновед Александр Федоров

-3

Возвращение «Святого Луки». СССР, 1971. Режиссер Анатолий Бобровский. Сценаристы: Владимир Кузнецов, Борис Шустров, С. Дерковский, Н. Кондрашов. Актеры: Всеволод Санаев, Владислав Дворжецкий, Олег Басилашвили, Екатерина Васильева, Валерий Рыжаков, Наталья Рычагова, Владимир Смирнов, Паул Буткевич и др. 21,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Анатолий Бобровский (1929–2007) поставил 14 игровых полнометражных фильмов, четыре из которых («Выстрел в тумане», «Человек без паспорта», «Возвращение «Святого Луки», «Черный принц») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

-4

Прав, на мой взгляд, кинокритик Евгений Нефёдов: в детективе «Возвращении «Святого Луки» «тон задаёт, безусловно, харизматичный Владислав Дворжецкий в образе матёрого уголовника, умеющего втереться к кому угодно в доверие, тщательно взвешивающего каждое сказанное слово (особенно угрозы!), а главное, отличающегося недюжинным умом – реализовывающего изощрённые комбинации на зависть Остапу Бендеру» (Нефедов, 2017).

-5

Нынешние зрители, как правило, также позитивно относятся к «Возвращению «Святого Луки»:

«Много раз смотрел этот шедевр любимого зрителями жанра. Повторять многочисленные комплименты его создателям, наверное, ни к чему. Интересный сюжет, добротная режиссура, блестящая игра любимых не только мною В. Дворжецкого, В. Санаева и даже не очень любимого, но очень талантливого В. Басилашвили» (Пичурин).

«Один из любимых детективов с детства, и сегодня смотрится с удовольствием. Прекрасные роли, как режиссер точно попал в десятку с выбором актеров. Обожаю О. Басилашвили в отрицательных ролях. Как он мастерски закатывает истерики и выплескивает эмоции. Замечательная роль Владислава Дворжецкого, удивительно как он всегда выглядел старше своих лет» (Новикова).

«Интересный детектив с ироничными диалогами. Кражи и спекуляции в музеях и комиссионках картин и антиквариата, такие сюжеты часто встречается в советских детективах. Здесь почему–то симпатичнее всех выглядят деляги и воры… Больше всех понравился Лоскутов (Басилашвили) – такого неуверенного мерзавца сыграл» (Яна).

Киновед Александр Федоров

-6

Поединок в горах. СССР, 1968. Режиссер Камиль Рустамбеков. Сценарист Ахмед–ага Муганлы. Актеры: Шахмар Алекперов, Рза Афганлы, Офелия Санани, Вячеслав Ковтун, Иван Переверзев, Владимир Колокольцев и др. 21,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Камиль Рустамбеков (1924–1991) поставил шесть полнометражных игровых фильмов, но только остросюжетный фильм о пограничниках и шпионах «Поединок в горах» сумел войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Собрав (за счет шпионско–пограничной тематики) за первый год демонстрации 21,5 млн. зрителей, «Поединок в горах» очень скоро был забыт зрителями, и сегодня, судя по всему, не вызывает никакого интереса у аудитории.

Киновед Александр Федоров