Найти тему

Буря в пустыне. Бросок гетов на запад

(Дети Замолксиса. Часть 11. Эпизод 1)

Важным хронологическим маркером в истории Нижнего Подунавья является превращение степей между Дунаем и Днестром из «пустыни скифов» в «пустыню гетов». Когда и как это произошло не очень понятно. Мы видели, что еще в III в. до н.э. в этом регионе скорее господствовали скифы, нежели северные фракийцы. Поэтому, вероятно, изменение в восприятии этих земель в глазах древних греков произошло где-то на рубеже III – II вв. до н.э. П.О. Карышковский по этому поводу замечал, что «когда Страбон… цитирует философы-перипатетика Стратона (IV – первая половина III в. до н.э.), он называет современную Буджакскую степь «скифской пустыней».., а в той части «Географии», где используется перипл Артемидора (II в. до н.э.) он упоминает уже не скифскую, а «гетскую пустыню». Развивая эти наблюдения, С.И. Андрух отметила, что со временем меняется и представление о границах «гетской пустыни»: «в первых трех случаях Страбон локализует «скифскую» или «гетскую пустыню» между Истром и Тирасом», а «в последнем случае (VII, 3, 17) он простирает ее на востоке до Борисфена».
Сведения о расширении «гетской пустыни» вплоть до Днепра С.И. Андрух датирует эпохой Митридата Евпатора, но в целом это не плохо согласуется с теми свидетельствами гетской экспансии в начале II в. до н.э., которые мы отмечали в прошлой части. Однако, столь широкое распространение гетского господства, как кажется, лучше согласуется с теми событиями, что имели место после Митридатовых войн. Эта новая экспансия гетских племен значительно превзошла масштабом всё, что прежде делали геты, и оказала большое влияние на всю последующую историю Европы, а эхо произошедших событий достигло Галлии и Италии. Но, прежде, чем говорить о подвигах гетов, следует хотя бы кратко обрисовать этнополитический фон, на котором предстояло гетам эти подвиги совершать.
В то время, когда Митридат Евпатор только собирался бросить вызов Римской державе, пространства к северу от Дуная кипели в новой волне перемещений кельто-германских племен. Кимвры и тевтоны, двигаясь от Ютландии, прошли сначала через земли воинственных пшеворских племен, а потом вверх по Дунаю, разгромив кельтские царства на этой реке. М.Б. Щукин высказал предположение, что началось это движение еще в III в. до н.э., но до поры до времени проходило далеко от границ Римской державы и оставалось незамеченным. Римляне столкнулись с этим явлением лишь в 113 г. до н.э. Страбон отметил, что кимвры и тевтоны сначала столкнулись с кельтами – бойями в Герцинском лесу, горной гряде, поросшей лесом, тянущейся от Рейна на восток по южной Германии. Бойи сумели отбиться, после чего их противники ушли на Дунай, где прошлись по землям скордисков, тевристов и таврисков (так у Страбона) и, наконец, гельветов. Последние присоединились к кимврам и тевтонам, рассчитывая еще больше разбогатеть (они считали весьма богатым и мирным племенем до этой поры). В 113 г. до н.э. толпа тевтонов вторглась в Норик, царство, кельтское царство, в которое входили также тевриски (Страбон говорит, что «тауриски» принадлежат к норикам, а ниже называет их «нориками – таурисками», ранее «нориков и теврисков» упоминал Полибий), осадив их столицу Норею. Там тевтоны разгромили римское войско. Затем варвары двинулись в Галлию (хотя, им был открыт путь в Италию). В 105 г. они вновь разгромили римлян при Араузоне, однако вновь не пошли в Италию. Вместо этого кимвры стали воевать с кельтами – белгами (в последствии, во времена Цезаря часть племен Белгики будет гордиться тем, что пришли вместе с кимврами).

Это позволило полководцу Гаю Марию закончить переформирование армии, с которой он выступил в Нарбоннскую Галлию в 102 г. до н.э. Ему навстречу вышли тевтоны и амброны, а кимвры через Альпы стали прорываться в Италию, сметая заградительные отряды римского консула Катулла. Марий уничтожил тевтонское войско у Массалии, а кимвры потеряли время, ожидая союзников. В 101 г. до н.э. в битве у Верцелл он также разгромил кимвров, закончив эту войну. Всего численность кимвро-тевтонского союза насчитывала до 300 тысяч воинов, двигающихся по Европе с женами, детьми и всем имуществом. М.Б. Щукин предположил, что в этом движении принимали участие также многочисленные выходцы из Центральной и Восточной Европы. Так римляне впервые столкнулись с теми, кого будут называть германцами.
Движение кимвров и тевтонов привело к значительным перемещениям племен внутри Германии. Через несколько десятилетий по их стопам начала продвигаться новая группа племен – свевы. К тому моменту, когда в Галлии появился Гай Юлий Цезарь (58 г. до н.э.), они уже 14 лет провели в походах и войнах. Вождем их был Ариовист, успевший получить признание от Рима царского титула и почетное звание «друга римского народа». М.Б. Щукин отметил, что начало движения дружин Ариовиста (около 74-72 гг. до н.э.) совпадает с попытками Митридата Евпатора заключить союз с племенами тевтонов и скордисков. Не исключено, что именно посольство понтийского царя вдохновило свевов отправиться на поиски славы. Примерно в тоже самое время, к востоку от кельтских племен, которым приходилось иметь дело с кимврами и тевтонами, а потом со свевами, начал объединять гетские племена царь Буребиста.
Историки уже не раз отмечали, что в 60-40-е гг. судьбы Европы вершили три этих великих человека – Цезарь, Ариовист и Буребиста. Я бы добавил к ним еще одного – Верцингеторикса, борца за независимость Галлии. Весьма символично, что не только свои военные подвиги они начали практически одновременно, но Цезарь, Верцингеторикс и Буребиста даже были убиты почти в одно и тоже время. Впрочем, нас интересуют вовсе не Цезарь с его противниками, а Буребиста и судьбы гетских племен.
Поход кимвров и тевтонов, судя по всему, не затронул гето-даков. Победы кимвро-тевтонских орд над придунайскими кельтами должны были даже положительно отразиться на положении жителей формирующейся Дакии. Участие в Митридатовых войнах также не носило массового характера, судя по всему. В то время, как южные и восточные соседи гето-даков, фракийские племена бессов, медов, сапеев, дентелетов, а также бастарны, напротив принимали в этом самое активное участие, терпя поражения от римских легионов. В общем, к 60-м гг. I в. до н.э. все сложилось для гетских племен очень благоприятно.
Судя по всему, во II в. до н.э. гетские племена, составившие дакийскую группу осваивали главным образом не Трансильванию, где зародилась их общность, а более южные районы Мунтении. Именно здесь концентрируются основные памятники этого периода, что хорошо видно уже на картах И.Т. Никулицэ (1987):

-2