Два года над пропастью. СССР, 1967. Режиссер Тимофей Левчук. Сценаристы: Виктор Дроздов, Александр Евсеев, Леонид Трауберг (по одноименной повести В. Дроздова и А. Евсеева). Актеры: Анатолий Барчук, Нина Веселовская, Сильвия Сергейчикова, Екатерина Крупенникова, Юрий Сатаров, Николай Крюков, Николай Гриценко, Людмила Хитяева, Гурген Тонунц и др. 30,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Тимофей Левчук (1912–1998) – один из советских «киногенералов», за свою творческую карьеру поставил 18 фильмов, пять из которых («Два года над пропастью», «Калиновая роща», «Наследники», «Киевлянка», «Дума о Ковпаке» («Набат») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
И здесь кажется вполне логичным, что самой популярной у зрителей оказались не масштабная партизанская эпопея «Дума о Ковпаке», а остросюжетная (хотя тоже «идеологически выдержанная») лента о диверсантах «Два года над пропастью».
Осень 1941-го. В оккупированном нацистами Киеве действует подпольщики…
В год выхода фильма «Два года над пропастью» на всесоюзный экран кинокритик Василий Сухаревич (1912–1983) писал в журнале «Спутник кинозрителя»: «Увлекательность фильма состоит в том, что мы узнаем факты, на многие годы преданные забвению…
Нет в этом интересном напряженном киноповествовании ни преувеличений, ни натяжек, присущих иным фильмам о разведчиках, которые принято называть приключенческими. Фильм предельно документален, но потребовались крупнейшие актерские дарования, зрелая режиссерская работа, чтобы воспроизвести на экране этот документ человеческого героизма и все почти невероятные события, которые действительно приключились в Киеве в самые его мрачные и трагические годы» (Сухаревич, 1967).
Этот фильм и сегодня нравится многим зрителям XXI века:
«Как много значит хороший сценарий. Нет возможности расслабиться зрителю. Все время в напряжении» (Новикова).
«Впервые смотрела фильм. Очень сильное впечатление. Сюжет и игра актеров настолько захватывают, что трудно оторваться от экрана» (Бетти).
«Фильм сделан здорово, сейчас так не могут» (Советский).
Киновед Александр Федоров
Конец атамана. СССР, 1970/1971. Режиссер Шакен Айманов. Сценаристы Андрей Кончаловский, Эдуард Тропинин. Актеры: Асанали Ашимов, Виктор Авдюшко, Геннадий Юдин, Юрий Саранцев, Курван Абдрасулов, Владимир Гусев, Владислав Стржельчик, Борис Иванов и др. 30,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Шакен Айманов (1914–1970) поставил 11 фильмов, из которых только два – музкомедия «Ангел в тюбетейке» и остросюжетный «Конец атамана» – вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.
ЧК разработала операцию уничтожения отрядов атамана Дутова… Чекистский разведчик проникает в штаб атамана…
В год выхода этого фильма на экран кинокритик Михаил Сулькин писал в журнале «Искусство кино»: «Шакен Айманов стремился к тому, чтобы правда исторического факта предстала не только в высоком смысловом, политическом значении — он хотел увлечь зрителей самим ходом событий, порой невероятных, ошеломляющих, хотел раскрыть нынешней аудитории всю красоту, силу, сложность подвига людей той эпохи. Потому в фильме столь напряжена, стремительна его интрига, потому так выверен ритм и картины в целом и отдельных ее эпизодов. Потому так чутка к этому ритму, так остро передает движение — внутреннее и внешнее — событий, характеров камера А. Ашрапова. Потому так психологически точна, по–настоящему выразительна работа актеров и особенно исполнителя центральной роли Асанали Ашимова. «Конец атамана» не был для Айманова «модной» детективной лентой. Он не соблазнился на дешевый успех, не рассчитывал на «эффекты жанра». Режиссер делал серьезную картину, но заботился и о том, чтобы вызвать зрительский интерес к ней» (Сулькин, 1971: 56).
Кинокритик Фрида Маркова тоже позитивно отозвалась о «Конце атамана», подчеркнув, что «интересная тема, интересные герои, высокое актерское мастерство сделали свое дело. Фильм дает практический ответ спорящим о том, что важнее в детективе: сюжет или характер. И сюжет, и характер» (Маркова, 1971: 3).
Как и многие другие советские фильмы о гражданской войне «Конец атамана» сегодня воспринимается зрителями неоднозначно.
«Против»: «Нельзя так вольно обращаться с историей и историческими персонажами. … Кто–то должен нести ответственность за издевательство над историей и ее персонажами – патриотами России» (С. Рокотов).
«За»: «Захватывающее кино. Неотразимый Ашимов, неожиданный Стржельчик, перевоплотившийся до неузнаваемости. Бесполезно цепляться к фильму с точки зрения исторической правды – вера у каждого своя, так же, как и тогда, а истины в последней инстанции нам уже не суждено узнать» (Эрна).
Киновед Александр Федоров