Найти тему
Сергей Чумаков

Испытания Starship и наследие Сергея Королёва

В субботу 18 ноября состоялся очередной испытательный полёт корабля Starship, перспективной и неоднозначной разработки компании SpaceX. Корабль вышел за условные пределы земной атмосферы и достиг высоты в 148 километров. По сравнению с прошлыми испытаниями, это хороший результат - устройство формально преодолело границу космоса.

Однако не все цели полёта были достигнуты: сам корабль и ускоритель были подорваны из-за неполадок, причём не до конца понятно, произошло ли это по команде из центра управления или сработала автоматическая система уничтожения. Не сложно догадаться, что на землю творение SpaceX вернулось в виде груды обломков. Это нельзя назвать допустимым результатом, ведь основная задача Starship - создание многоразовой системы, которая обеспечит доставку на орбиту грузов большой массы. Но в целом это не отменяет других достижений: впервые корабль достиг космического пространства, впервые разделение ступеней прошло без происшествий, впервые все двигатели отработали нормально. Этот успех был основан не только на титанических усилиях современных инженеров - пригодилось наследие отечественного инженера и конструктора, легендарного Сергея Королёва.

Разделение ступеней Starship
Разделение ступеней Starship

Одно из новшеств, которое испытывалось во время вчерашнего полёта, заключалось в технологии разделения ступеней ракеты: впервые SpaceX применяла известный в отечественной космонавтике способ "горячего разделения". Он применялся ещё во времена полётов Юрия Гагарина и Германа Титова. К тому же, в этот раз конструкторы Starship использовали методику предварительного охлаждения топлива, так же придуманную Королёвым. Её в советской и российской космонавтике реализовать до конца так и не смогли.

Иными словами, вчерашний полёт североамериканского тяжёлого корабля стал возможен благодаря технологиям, известным ещё со второй половины XX века, которые сегодня стали достоянием всего человечества. В целом, испытание Starship прошло успешно, но сделать его многоразовым у североамериканской корпорации пока не удаётся. Удастся ли? Покажет время. К тому же, не совсем понятно, насколько экономически выгодным будет продолжение этого проекта и найдутся ли гражданские заказчики, заинтересованные в его эксплуатации.

Если публикация вам понравилась, то не забудьте подписаться на мой канал в дзене и в телеграме