На протяжении почти всей истории население планеты жило в Мальтузианской ловушке, когда его численность подчинялась тем же законам, что у животных: оно росло до истощения пищевых ресурсов и прихода эпидемий, после чего сокращалось до тех пор, пока ресурсы не становились вновь доступны, а эпидемии не отступали. Из-за этого количество людей в целом оставалось стабильным.
После Промышленной революции с начала 19в произошёл взрывной рост населения, т.н первый демографический переход. Это в свою очередь породило растущую потребность в продуктах питания.
Большинство государств Европы не могли обеспечить себя самостоятельно и оказывались в зависимости от внешних поставок. США, Канада, Россия продавали зерно, Аргентина прославилась производством мяса. Это беспокоило правительства некоторых стран импортёров. После того, как с 1891 начал складываться Франко-русский союз руководители Германии перестали беспокоиться и ощутили себя в опасности. В случае конфликта Германия осталась бы не просто без зерна из России, а зависла бы от воли Британии, контролировавшей моря и способной заблокировать любые внешние поставки. Дело в том, что даже до появления Антанты Британия была абсолютно не заинтересована в немецком экономическом и военно-политическом подъёме, который сулил утрату англичанами ведущей роли в мировой политике. Со временем к этому клубку проблем добавилась идея построения Срединной Европы (Mitteleuropa) под управлением Германии, сопровождаемого занятием территорий Польши, Прибалтики и подчинением своим нуждам с/х ресурсов Западных регионов России. В книге The First World War: An Agrarian Interpretation рассматривается, как навязчивая идея обеспечения своей продовольственной безопасности и страх давления со стороны стран-производителей с/х продуктов стали важными причинами Первой мировой (а также немецкого в ней поражения). А если заглянуть чуть дальше, то же касается и причин Второй мировой. Вольно цитируя Бисмарка: Превентивная война подобна самоубийству из-за страха смерти. К нашему общему несчастью, что Второй, что Третий рейх его совершили.
Горькая ирония заключается ещё и в том, что азотные и прочие удобрения, применение которых возрастало с начала 20 века, буквально сразу после окончания войны совершили революцию в сельском хозяйстве. В её результате значительно увеличилось количество получаемых продуктов, обеспечив всю планету едой, чего никогда не было прежде