Найти тему

Мелочи жизни 3 автопарк

По дороге с облаками.. (Дорога на Итурупе)увы! качество подкачало.
По дороге с облаками.. (Дорога на Итурупе)увы! качество подкачало.

Чем занимаются офицеры, которые еще только едут на точки? Они служат в полку (Бывает что и несколько месяцев). А что они там могут делать? Помогать со всякими текущими делами. Конкретно у нас в полку можно было попасть дежурным по штабу, дежурным по посту ВАИ, дежурным по автопарку, старшими машин и даже начальником патруля (Это в "Горячих то ключах". Кого там ловить?) ! Пока начальство думало, куда меня пристроить, я побывал на всех этих должностях :-) Заранее предупреждают, а утром на разводе озвучивают приказ.
Машины в полку были совершенно разболтанные. Мне показалось, что предельный возраст функционирования машины не более 3-5 лет (мне так показалось). Кстати на стажировке в Петропавловске-Казахстансом автопарк был тоже в ужасном состоянии. А там все-таки асфальт и материк.
На Курилах с этим все было совсем плохо. Плохие дороги, Соленая вода на отливе, вечные туманы, отсутствие запчастей и проблемы с логистикой, убивали машины просто ударными темпами. Ну и конечно "Человеческий фактор". Кто в армии были водители? Вчерашние школьники, которых военкомат выучил на водителя. Сейчас у многих в семье машины, и даже школьники слегка разбираются. А тогда - полный ноль! Плюс дедовщина. Например, если у молодого солдата стартер лучше чем у "Дедушки". То его "Настоятельно попросят" переставить свой стартер на чужую машину! Постепенно машина у молодого еле едет. Все у нее старое и еле живое.
А "Дедушку" ставят еще и в пример молодому: "Вот видишь, какая у него машина"? Ну конечно "Молодой" видит, он сам ее собирал! Если на машине что-то вышло из строя и быстро это починить невозможно, машина быстро становится "Донором". Глядь, а от машины уже мало что осталось!
Особняком стояли машины, на которых например смонтирована РЛС. Это вроде как оружие. Такие машины разукомпектовать, это все равно что штык нож потерять!
В следующий раз я расскажу про одну такую машину, там свои проблемы.
И аварийность из-за неисправности машин тоже имеет место быть. Есть на Итурупе очень известное место "Чертовка" там дорога делает зигзаг и имеется глубокий овраг. Машина с нашего полка ехала по этому зигзагу и у нее отвалился кардан! Кардан отвалился спереди, машина ехавшая под гору "встала" на дыбы и кувырнулась в этот овраг А в кузове этой бортовой машины было 6 человек. Все погибли... Тогда еще можно было возить людей в кузове бортовой машины даже без лавок. Я и сам прокатился так несколько раз, впечатления очень неоднозначные.
Сейчас за такое голову отвинтят! Разве можно людей в кузове бортовой машины возить просто так? А тогда запросто возили (Даже без тента).

Вид на отлив Охотского моря из под тента армейского грузовика.
Вид на отлив Охотского моря из под тента армейского грузовика.
Чертовка. Все кто на Итурупе был, знают это место.
Чертовка. Все кто на Итурупе был, знают это место.

В один из первых дней в полку, понадобилось вести груз, который прибыл на каком-то небольшом судне. В полку собирают колонну и я попадаю одним из старших машины. Начальником колонны назначается мой будущий командир (Про которого я писал в рассказе "Товарищ старший лейтенант"). Но тогда я этого еще не знал, даже не знал куда меня пошлют. Начальник колонны проверил все машины почти у всех есть какая-нибудь неисправность. То не работают стоп-сигналы, то фары, то вылетает скорость а у шишиги даже нет тормозов. Вот ее он себе и взял. Остальные офицеры разобрались по машинам. Мне достался зил 157 почти новый. Забравшись в кабину, я первым делом поинтересовался у водителя как там у машины с тормозами? Тормоза "Зверь" тов. лейтенант - ответствовал водитель. Мне бы тут поинтересоваться, какой именно зверь, может сибирский пушной? Но мне такая мысль даже в голову не пришла. Да и вообще, какая разница? А если тормоза и правда не очень, я что, устрою падучую на ступеньках с воплями :"Никуда не поеду"? В армии так не работает. Присягу давал? Выполняй приказ!
Приказ вполне конкретный. Мне нужно поехать туда, не знаю куда, и привезти то, не знаю что!
Радует, что я в колонне, куда они, туда и мы, не заблудимся. Поехали! Впереди шишига без тормозов, а за ней разномастная шатия-братия.
Дорога совершенно пустая, ни попутных ни встречных машин нет. От "Горячих ключей" колонна доехала до поста ВАИ и свернула направо.
Дальше дороги я не знаю, и поэтому просто глазею по сторонам. Природа очень своеобразная (Для меня пока в новинку). Удивляют торчащие то тут, то там из сплошных зарослей, корявые деревья прямо как из сказок Александра Роу.
Доезжаем до затяжного спуска. В конце спуска крутой поворот и выезд на узкий, деревянный мостик через ручей.
Начальник колонны дает приказ спускаться по одному. Водителя он отправляет пешком а сам начинает спуск (На второй передаче). Почти половину спуска все идет нормально, но потом у шишиги внезапно "вылетает" скорость. Тут-то ее и понесло по кочкам! Мы с замиранием сердца смотрим, как командир борется за жизнь. Вот он дал газ и пытается включить 3-ю передачу. Раздается хруст насилуемой коробки передач. Одна попытка, вторая, но машина не слушается.
А мы стоим разинув рот и думаем: "А как он на такой скорости поворачивать будет"? Но поворачивать не пришлось, пока мы смотрели на шишигу, навстречу ей на этот самый мост вырулил бульдозер "Сотка". Вот совершенно пустая дорога была и тут такая засада! А мост был только на одну машину и даже без перил. Нож бульдозера занял всю проезжую часть и еще с обоих сторон сантиметров по 20. В общем, без вариантов!
Но наш командир нашел выход. Правее моста находился брод для танков, вот туда со всего маху и въехала шишига, подняв фонтан вдвое выше высоты кабины.
Удивительно, но все обошлось! И машина цела и начальник колонны цел (ну может шишка на лбу от лобового стекла).
Мы по очереди съехали с этого спуска и поехали дальше.
И вот мы на месте. На причале лежит наш разношерстный груз. Мы по очереди встаем под погрузку и груженые машины сразу уезжают.
Настает моя очередь, мне грузят полный кузов мешков с мукой и мы поехали.
Сразу от причала крутой подъем градусов 20. Слева гора, справа обрыв, едем....
Не успели проехать треть подъема, как у нас вылетает скорость! Машина резко оседает назад.
Водитель жмет на тормоза, но тормоза груженую машину не держат. Мы сыпемся с горы задним ходом со страшным скрипом тормозов. Видимо изношены колодки.
Водитель пытается "перехватить тормоза" отпускает и опять зажимает. При этом мы виляем по дороге, потому что передние колеса теряют сцепление с дорогой. Хорошо, что сзади никого нет. Предыдущая машина уже ушла, а следующая еще стоит под погрузкой. Скатились мы кое-как с горы. Я водителю высказал все что я про него думаю (Извиняюсь, был напуган, поэтому непечатно) . "Зверь","Зверь", и где-же твои тормоза? Чуть не убились! А водитель с самым честным видом уверяет, что тормоза и правда были, но вот внезапно кончились!
А ехать все равно надо, так что следующая попытка. "Врубай пониженную" - командую я, и мы начинаем-ме-е-едленно подниматься в гору. Я внимательно смотрю на рычаг переключения скоростей, вот он поддался (или мне показалось) но рисковать я не стал, зажал рычаг левой ногой. Едем, рычаг сильно вибрирует. Даже сквозь сапог чуствуется, как будто током бъет!
Поднялись на две трети горы и тут я вижу, что поддается рычаг пониженной передачи! Не долго думая зажимаю и его другой ногой. Едем дальше. Меня вибрацией просто сводит с ума, но отпустить нельзя, теперь уже точно убьемся! Когда мы кое-как вылезли наверх, у меня осталось стойкое чувство, что эту машину я на собственном горбу в гору допер! Как ни странно, дальше доехали без приключений. Даже тот подъем с мостиком, одолели с первого раза (но рычаг переключения скоростей я опять зажимал).
Вот такая получилась первая моя поездочка.
Сейчас, когда я каждый день иду на работу, в одно и то-же время, мимо меня проходит воинская колонна. Я вижу, что все поменялось! Машины все явно исправные, мощные. Людей перевозят в закрытых КУНГах, а за рулем...похоже сидят офицеры (или контрактники). А сопливые мальчишки-водители сидят рядом на пассажирсом месте! Видимо опыта набираются.
В наше время все было наоборот. За рулем мальчишка-водитель, а рядом офицер, периодически вынужденный хвататься за руль чтобы не убились :-).