Чем занимаются офицеры, которые еще только едут на точки? Они служат в полку (Бывает что и несколько месяцев). А что они там могут делать? Помогать со всякими текущими делами. Конкретно у нас в полку можно было попасть дежурным по штабу, дежурным по посту ВАИ, дежурным по автопарку, старшими машин и даже начальником патруля (Это в "Горячих то ключах". Кого там ловить?) ! Пока начальство думало, куда меня пристроить, я побывал на всех этих должностях :-) Заранее предупреждают, а утром на разводе озвучивают приказ.
Машины в полку были совершенно разболтанные. Мне показалось, что предельный возраст функционирования машины не более 3-5 лет (мне так показалось). Кстати на стажировке в Петропавловске-Казахстансом автопарк был тоже в ужасном состоянии. А там все-таки асфальт и материк.
На Курилах с этим все было совсем плохо. Плохие дороги, Соленая вода на отливе, вечные туманы, отсутствие запчастей и проблемы с логистикой, убивали машины просто ударными темпами. Ну и конечно "Человеческий фактор". Кто в армии были водители? Вчерашние школьники, которых военкомат выучил на водителя. Сейчас у многих в семье машины, и даже школьники слегка разбираются. А тогда - полный ноль! Плюс дедовщина. Например, если у молодого солдата стартер лучше чем у "Дедушки". То его "Настоятельно попросят" переставить свой стартер на чужую машину! Постепенно машина у молодого еле едет. Все у нее старое и еле живое.
А "Дедушку" ставят еще и в пример молодому: "Вот видишь, какая у него машина"? Ну конечно "Молодой" видит, он сам ее собирал! Если на машине что-то вышло из строя и быстро это починить невозможно, машина быстро становится "Донором". Глядь, а от машины уже мало что осталось!
Особняком стояли машины, на которых например смонтирована РЛС. Это вроде как оружие. Такие машины разукомпектовать, это все равно что штык нож потерять!
В следующий раз я расскажу про одну такую машину, там свои проблемы.
И аварийность из-за неисправности машин тоже имеет место быть. Есть на Итурупе очень известное место "Чертовка" там дорога делает зигзаг и имеется глубокий овраг. Машина с нашего полка ехала по этому зигзагу и у нее отвалился кардан! Кардан отвалился спереди, машина ехавшая под гору "встала" на дыбы и кувырнулась в этот овраг А в кузове этой бортовой машины было 6 человек. Все погибли... Тогда еще можно было возить людей в кузове бортовой машины даже без лавок. Я и сам прокатился так несколько раз, впечатления очень неоднозначные.
Сейчас за такое голову отвинтят! Разве можно людей в кузове бортовой машины возить просто так? А тогда запросто возили (Даже без тента).
В один из первых дней в полку, понадобилось вести груз, который прибыл на каком-то небольшом судне. В полку собирают колонну и я попадаю одним из старших машины. Начальником колонны назначается мой будущий командир (Про которого я писал в рассказе "Товарищ старший лейтенант"). Но тогда я этого еще не знал, даже не знал куда меня пошлют. Начальник колонны проверил все машины почти у всех есть какая-нибудь неисправность. То не работают стоп-сигналы, то фары, то вылетает скорость а у шишиги даже нет тормозов. Вот ее он себе и взял. Остальные офицеры разобрались по машинам. Мне достался зил 157 почти новый. Забравшись в кабину, я первым делом поинтересовался у водителя как там у машины с тормозами? Тормоза "Зверь" тов. лейтенант - ответствовал водитель. Мне бы тут поинтересоваться, какой именно зверь, может сибирский пушной? Но мне такая мысль даже в голову не пришла. Да и вообще, какая разница? А если тормоза и правда не очень, я что, устрою падучую на ступеньках с воплями :"Никуда не поеду"? В армии так не работает. Присягу давал? Выполняй приказ!
Приказ вполне конкретный. Мне нужно поехать туда, не знаю куда, и привезти то, не знаю что!
Радует, что я в колонне, куда они, туда и мы, не заблудимся. Поехали! Впереди шишига без тормозов, а за ней разномастная шатия-братия.
Дорога совершенно пустая, ни попутных ни встречных машин нет. От "Горячих ключей" колонна доехала до поста ВАИ и свернула направо.
Дальше дороги я не знаю, и поэтому просто глазею по сторонам. Природа очень своеобразная (Для меня пока в новинку). Удивляют торчащие то тут, то там из сплошных зарослей, корявые деревья прямо как из сказок Александра Роу.
Доезжаем до затяжного спуска. В конце спуска крутой поворот и выезд на узкий, деревянный мостик через ручей.
Начальник колонны дает приказ спускаться по одному. Водителя он отправляет пешком а сам начинает спуск (На второй передаче). Почти половину спуска все идет нормально, но потом у шишиги внезапно "вылетает" скорость. Тут-то ее и понесло по кочкам! Мы с замиранием сердца смотрим, как командир борется за жизнь. Вот он дал газ и пытается включить 3-ю передачу. Раздается хруст насилуемой коробки передач. Одна попытка, вторая, но машина не слушается.
А мы стоим разинув рот и думаем: "А как он на такой скорости поворачивать будет"? Но поворачивать не пришлось, пока мы смотрели на шишигу, навстречу ей на этот самый мост вырулил бульдозер "Сотка". Вот совершенно пустая дорога была и тут такая засада! А мост был только на одну машину и даже без перил. Нож бульдозера занял всю проезжую часть и еще с обоих сторон сантиметров по 20. В общем, без вариантов!
Но наш командир нашел выход. Правее моста находился брод для танков, вот туда со всего маху и въехала шишига, подняв фонтан вдвое выше высоты кабины.
Удивительно, но все обошлось! И машина цела и начальник колонны цел (ну может шишка на лбу от лобового стекла).
Мы по очереди съехали с этого спуска и поехали дальше.
И вот мы на месте. На причале лежит наш разношерстный груз. Мы по очереди встаем под погрузку и груженые машины сразу уезжают.
Настает моя очередь, мне грузят полный кузов мешков с мукой и мы поехали.
Сразу от причала крутой подъем градусов 20. Слева гора, справа обрыв, едем....
Не успели проехать треть подъема, как у нас вылетает скорость! Машина резко оседает назад.
Водитель жмет на тормоза, но тормоза груженую машину не держат. Мы сыпемся с горы задним ходом со страшным скрипом тормозов. Видимо изношены колодки.
Водитель пытается "перехватить тормоза" отпускает и опять зажимает. При этом мы виляем по дороге, потому что передние колеса теряют сцепление с дорогой. Хорошо, что сзади никого нет. Предыдущая машина уже ушла, а следующая еще стоит под погрузкой. Скатились мы кое-как с горы. Я водителю высказал все что я про него думаю (Извиняюсь, был напуган, поэтому непечатно) . "Зверь","Зверь", и где-же твои тормоза? Чуть не убились! А водитель с самым честным видом уверяет, что тормоза и правда были, но вот внезапно кончились!
А ехать все равно надо, так что следующая попытка. "Врубай пониженную" - командую я, и мы начинаем-ме-е-едленно подниматься в гору. Я внимательно смотрю на рычаг переключения скоростей, вот он поддался (или мне показалось) но рисковать я не стал, зажал рычаг левой ногой. Едем, рычаг сильно вибрирует. Даже сквозь сапог чуствуется, как будто током бъет!
Поднялись на две трети горы и тут я вижу, что поддается рычаг пониженной передачи! Не долго думая зажимаю и его другой ногой. Едем дальше. Меня вибрацией просто сводит с ума, но отпустить нельзя, теперь уже точно убьемся! Когда мы кое-как вылезли наверх, у меня осталось стойкое чувство, что эту машину я на собственном горбу в гору допер! Как ни странно, дальше доехали без приключений. Даже тот подъем с мостиком, одолели с первого раза (но рычаг переключения скоростей я опять зажимал).
Вот такая получилась первая моя поездочка.
Сейчас, когда я каждый день иду на работу, в одно и то-же время, мимо меня проходит воинская колонна. Я вижу, что все поменялось! Машины все явно исправные, мощные. Людей перевозят в закрытых КУНГах, а за рулем...похоже сидят офицеры (или контрактники). А сопливые мальчишки-водители сидят рядом на пассажирсом месте! Видимо опыта набираются.
В наше время все было наоборот. За рулем мальчишка-водитель, а рядом офицер, периодически вынужденный хвататься за руль чтобы не убились :-).