Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Корнево-Цинтен (ч.1/2): Как четыре божественных покровителя не спасли «заграничье».

Расположенный между городами Мамоново и Багратионовском, всего в 4 километрах от польской границы посёлок Корнево относится к категории так называемых «утраченных городов» Восточной Пруссии на территории Калининградской области. Нынешняя жилая застройка расположена в южной части бывшего Цинтена, интересная история которого закончилась во время Восточно-Прусской операции Второй мировой войны – тогда город был почти полностью стёрт с лица земли.

Ратуша и Рыночная площадь, 1935 г.
Ратуша и Рыночная площадь, 1935 г.

Первое упоминание о прусском поселение под названием Синтен датируется 1290 годом. По всей видимости оно происходит от прозвища владельца земли, т.к. корень «син», в переводе с прусского: знатный важный человек. С другой стороны, название могло отражать значение этого места для Тевтонского ордена, ведь небольшой населённый пункт очень рано получил статус города.

-2

Уже в 1313 году комтур Бальги Генрих фон Айзенберг выдает Синтену, онемеченному до Цинтен (нем. Zinten), городские права. Уместно будет добавить, что сделано это было по поручению Магистра Карла Бессарта фон Трира. Осознанно делаю эту оговорку, т.к. она даёт понимание того, какие функции возлагались на город: миролюбивый Трир славился созданием не военных поселений, а торгово-экономических центров. Поэтому, по примеру основанного годом ранее Фридланда (ныне Правдинск), у Цинтена не было замка и гарнизона.

-3

Защитой городу служили лишь ров и вал, в 1360-1363 годах по приказу Магистра Винриха фон Книпроде дополненные городской стеной с несколькими воротами. Планировка у нового града была классической для Орденского государства – ячеистая с Рыночной площадью и ратушей при ней.

-4

Цинтену утвердили интересный герб (впервые упоминается в 1352 году): в голубом поле из-за стены выглядывают две скрещенные наклоненные серебряные башни с красными крышами, между которыми голова тура. В те времена окрестности Цинтена действительно считались вотчиной этого вымершего первобытного быка, который в геральдике считается символом плодородия. Стена – оплот, твердыня. Башни - крепость духа, надежность. Красный цвет олицетворяет храбрость, мужество, любовь и кровь, пролитую в борьбе.

-5

В грамоте о городских правах упоминалась и кирха, которую заложили в 1313 году. После пожара в 1716-ом её перестроили и заново освятили в 1741 году, спустя 40 лет добавили башню с контрфорсами. Внутри нефа со звёздчатыми сводами установили дорогой орган работы легендарного мастера Адама Каспарини.

-6

Любопытно, что у храма было сразу два святых защитника - покровителей Пруссии и Тевтонского ордена: Николауса и Барбары. Возможно, так решили защитить город, который находился на линии прохода польских войск, но не имеет должной фортификации? Молитвы не помогли. В1414 году Цинтен полностью сжигают поляки. Как говорилось в хронике: «женщины и девушки были обесчещены в церкви, распятие было попрано ногами, 27 бюргеров убиты».

В 1399 году близ храма открыли приют, которому в 1550 году герцог Альбрехт передал поместье Помпикен.

-7

В 1417 году в Цинтене построили водяную мельницу, которая изначально обслуживалась от энергии воды реки Штрадик (нем. Stradick, ныне Корневка). Строение несколько раз перестраивалось, но неизменно было градообразующим предприятием. В 1902 году рядом с мельницей установили электростанцию, которая обеспечивала энергией весь город.

Во время Тринадцатилетней войны (1454-1466 гг.) межу тевтонскими рыцарями и Польско-Литовским государством Цинтен выбрал сторону оппозиционного Прусского союза (вступив в него одним из первых из Орденских городов), поэтому несколько раз осаждался и переходил из руки в руки, неся серьёзные разрушения и убытки.

-8

В 1480 году город передан в личную собственность предводителю отряда наёмников фон Теттау. Так обедневший Орден рассчитывался за военную помощь. Зачастую наёмники не знали, что делать с такими дарами, поэтому перепродавали владения: Цинтен выкупает епископ Помезании Иоганн.

Во время Войны всадников в 1520 году Цинтен осадили поляки. Город выстоял, но после этого Магистр Альбрехт принял опрометчивое решение: вывел гарнизон и артиллерию в Бальгу. Цинтен мгновенно оказался атакован и сожжён отрядом из польского Хайльсберга.

-9

В 1525 году в Кракове Магистр Альбрехт распустил Орден и провозгласил светское Прусское герцогство. При разделе земель Цинтен остался в собственности только что провозглашённого герцога.

С 1526 года за Цинтеном закрепляется прозвище «заграница». Всё дело в том, что по предписанию Эрмландского епископства (расположено южнее княжество, которое образовалось после раздела Вармии между тевтонцами и поляками по Второму Торуньскому миру в 1466 году) некатолическое население не имело права проживать в княжестве постоянно, поэтому протестанты из Браунсберга (совр. Бранёво, Польша) вынуждены были раз в год (на католическое Рождество) на несколько дней переселяться в Цинтен. Они получили прозвище «иностранец из Цинтена». Вот вам прообраз современного визарана (способ продлить срок легального пребывания в определенной юрисдикции, когда иностранец выезжает в сопредельное государство и въезжает обратно за короткий отрезок времени).

-10

Хозяин мельницы в 1533 году поблизости построил лесопилку, а спустя 15 лет впервые упоминается школа, учителем в которой был пастор.

Ввиду приграничного положения в Цинтене сформировался так называемый Польский двор, жителям которого разрешили построить собственный католический храм, освященный именем святой Анны. Внутри него находилось чудотворное изображение Девы Марии.

Во время Шведско-Польской и Северной войн в городе в 1626-1629 и 1656-1660 годах находился шведский гарнизон.

-11

Хотя у города было аж 4 (!) небесных покровителя, это всё ещё не помогало справиться с главной бедой – пожарами. В 1716 году случился самый страшный, после которого пришлось заново отстраивать лютеранскую кирху и ратушу. По всей видимости в огне погибло много жителей, а выжившие покинули город, который до конца XVIII века сгорал 6 раз. По переписи населения начала XIX века выяснилось, что в Цинтене не проживает ни одного потомка горожан, переживших тот жуткий пожар. А это значит, что поселения заселяли заново.

Во время оккупации Восточной Пруссии Российской империей (1758-1762 годы) в Цинтене находился эскадрон кирасирского полка. А в 1807-08 годах всё население вынужденно содержало французский гарнизон Наполеона.

После административной реформы 1818 года Цинтен становится центром одноимённого крайса (района). Правда, уже через год входит в состав Хайлигенбайля (совр. Мамоново). Время Средневековья прошло, городские ворота более не запирались по ночам, поэтому они были снесены, также начали разбирать стену.

В 1831 году пришла новая беда – холера. На рубеже XIX и XX веков город вновь регулярно горит. Пожары разной тяжести случались в 1898, 1901, 1904, 1913 годах. В результате, перед Первой мировой войной почти не осталось следов и архитектуры средневекового города.

Открытка с видами вокзала.
Открытка с видами вокзала.

В 1885 году через Цинтен прошла железнодорожная ветка Кёнигсберг – Алленштайн (совр. Ольштын, Польша). После сеть продолжала свой рост и к 1930-ым годам город стал важным железнодорожным узлом, рельсы расходилось по четырём направлениям: Прейсиш-Эйлау (совр. Багратионовск), Хайлигенбайль, Коббельбуде (ныне Светлое), Хайльсберг (совр. Лидзбарк-Варминьски, Польша). В связи с важностью железнодорожного хаба, станция Цинтена имела собственное паровозное депо.

-13

В 1895 году на площади Вильгельма недалеко от кирхи установили памятник Франко-Прусской войне 1870-1871 годов. Он представлял собой колонну с бронзовым орлом. Грани постамента украшали литые овальные доски с барельефами императоров Вильгельма I и Фридриха III, фельдмаршала Мольтке и первого канцлера Германии Бисмарка. Около памятника позже поставили две пушки, утраченные после 1945 года.

Продолжение следует …

© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.

P.S.: Подборка статей «История Корнево-Цинтен»:
-
Часть 1: Как четыре божественных покровителя не спасли «заграничье».
-
Часть 2: История курорта в приграничном городе.