Найти тему
Спорт РИА Новости

"На всю жизнь благодарен". Самые яркие события блестящей карьеры Урманова

   Алексей Урманов© РИА Новости / Владимир Родионов
Алексей Урманов© РИА Новости / Владимир Родионов

Борис Ходоровский

В историю отечественного фигурного катания Алексей Урманов вошел как последний чемпион СССР, завоевав это звание в 1991 году в Киеве, и первый российский олимпийский чемпион в одиночном катании, взяв золото в Лиллехаммере. В день 50-летия главного джентльмена российского фигурного катания РИА Новости вспоминают самые яркие страницы биографии Урманова.

Первый исполнитель четверного прыжка

В 1989-м в группу тогда еще не Профессора, но уже Алексея Николаевича Мишина пришел 17-летний Алексей Урманов. Уже в первый сезон совместной работы ленинградский фигурист стал бронзовым призером чемпионата СССР среди взрослых и серебряным медалистом юниорского чемпионата мира, проходившего в США. На всесоюзном чемпионате в Минске Урманов впервые в истории фигурного катания безошибочно исполнил четверной прыжок. Двумя годами ранее ISU засчитал четверной тулуп Курту Браунингу, но тот допустил ошибку при выезде.

Впрочем, сам Урманов утверждает, что не так уж важно, кто был первым: он, Браунинг или замахнувшийся на четверной задолго до них Александр Фадеев. Важно то, что в начале 90-х нашлись смельчаки, которые пошли по пути усложнения программ. Это сегодня многие тренеры могут научить своих спортсменов многооборотным прыжкам, а тогда в СССР под силу это было лишь Мишину.

В 18 лет Урманов впервые попал на Олимпиаду и занял в Альбервилле пятое место. Этот результат для дебютанта сочли вполне достойным. Тем более, что золотую медаль в копилку Объединенной команды принес одессит Виктор Петренко.

Сенсация в Лиллехаммере

Через два года на Олимпиаде в Лиллехаммере, где сборная России впервые выступала отдельной командой, питерский фигурист не считался фаворитом. На ЧМ-1993 он завоевал бронзу, уступив канадцам Курту Браунингу и Элвису Стойко, на ЧЕ-1994 также довольствовался третьим местом, пропустив вперед украинцев Петренко и Вячеслава Загородняка. Между тем, в Норвегии собралась очень сильная компания. Кроме уже вышеперечисленных фигуристов — невероятно артистичный француз Филипп Канделоро и олимпийский чемпион 1988 года Брайан Бойтано, вернувшийся в любительский спорт ради второго олимпийского титула.

Для похода за золотом в олимпийском сезоне Мишин выбрал беспроигрышную классику. В короткой программе Урманов выступал под "Риголетто", а в произвольной выходил в образе Фигаро.

"Для постановок тренер привлекал лучших хореографов из ведущих питерских театров, — рассказал Урманов. — Мы стремились представить сбалансированные программы. Пусть в технике я уступал Стойко, а в артистизме — Канделоро, но за выступления ставят ведь две оценки".

Труднее всего, по словам Урманова, было выбросить из головы оценки конкурентов. "Это было невозможно, учитывая наличие в нашей сборной Оксаны Грищук, — вспоминал олимпийский чемпион. — Именно она оповестила перед выходом на лед в короткой программе, что Петренко и Бойтано выступили не лучшим образом. Просто не успел остановить Оксану, которая спешила поделиться этой радостью. Хотя про себя подумал: "Кто же тебя за язык тянет?"

Эту же информацию получил ехавший с Урмановым на каток в одном автобусе Браунинг. Канадец не справился с психологическим давлением. Он уже мысленно теребил в руках золотую медаль, хотя еще и короткую программу не исполнил. Так после первого соревновательного дня из числа претендентов на медали выбыли три фаворита.

За счет чего удалось опередить Канделоро и Стойко, ученик Алексея Мишина уже не объяснил. Ну, а сам Профессор после возвращения из Лиллехаммера произнес свою знаменитую фразу: "На всю жизнь благодарен Урманову за то, что он сделал меня тренером олимпийского чемпиона".

Чудо в "Берси"

В послужном списке Урманова кроме олимпийского золота и бронзы ЧМ-1993 есть еще пять медалей чемпионатов Европы, среди которых всего одна золотая. Чемпионом Алексей стал в 1997 году в Париже, и эту победу смело можно назвать чудом. При жеребьевке короткой программы Урманов вытянул первый стартовый номер и выступил, мягко говоря, не блестяще. Занял лишь шестое место, что при старой системе судейства практически лишало шансов на победу.

Мишин тогда даже угостил российских журналистов в пресс-центре дворца спорта "Берси" французским вином. Мол, выпейте, ребята, с горя. Больше надежд у Профессора было на набиравшего тогда силу Алексея Ягудина, также попавшего в сильнейшую разминку. В ней выступали лидировавший после короткой Илья Кулик, Загороднюк, Канделоро и представляющий Германию экс-рижанин Андрей Влащенко. Однако то, что происходило на льду в "Берси", не поддается логике.

Ошибались все, но у Урманова все элементы после неудачного четверного были исполнены безукоризненно. Во время проката Канделоро неожиданно оборвалась музыка, и это выбило эмоционального француза из колеи. Перед выступлением закрывавшего турнир Влащенко (тогда и в произвольной программе стартовые номера определялись жребием) лидировал Загороднюк, опережавший Урманова и Кулика.

Украинские журналисты уже приглашали россиян (в те времена мы вместе отмечали победы своих спортсменов) и распаковывали привезенную из Киева горилку. Влащенко, как и остальные участники, ошибался предостаточно, но совершенно неожиданно финский арбитр поставил его... на первое место. Это сразу же спутало все расклады.

После сложных математических расчетов, которые, наверное, лишь Александр Лакерник понимал, Кулик переместился с третьего места на четвертое, Канделоро — с четвертого на второе, а Загороднюк, которого уже готова была носить на руках украинская делегация, опустился на третье. А чемпионом Европы стал Урманов!

Счастливый Мишин велел собрать всех российских журналистов в кафе рядом с дворцом спорта "Берси", учил пить кальвадос и все время повторял: "Какая у вас хорошая работа, ребята! Ездите в такие красивые города как Париж, встречаетесь с такими интересными людьми как тренер олимпийского чемпиона и чемпиона Европы. Если бы при этом не нужно было передавать репортажи в свои издания, цены бы ей не было!"

Правда, такие репортажи, как о сенсационной победе с перемещением с шестого места на первое, еще долго передавать не приходилось. Даже при новой системе судейства такие взлеты — редкость. А сам Урманов, вспоминая чудо в "Берси", назвал его просто закономерной удачей.

Из чемпионов — в тренеры

Свою последнюю медаль на чемпионате Европы олимпийский чемпион Лиллехаммера завоевал в 1999-м в Праге. Весь пьедестал тогда заняли ученики Мишина: олимпийские чемпионы разных лет Ягудин, Плющенко и Урманов. Причем молодость взяла верх над опытом. После этого в 26 лет Алексей завершил спортивную карьеру.

"Травма, которую получил, лечению не поддавалась, — объяснил он свое решение. — Связка разорвалась в месте ее крепления к кости, и такого клея, с помощью которого можно было бы ее приклеить, наука не придумала".

Некоторое время Урманов выступал в шоу. Даже стал чемпионом мира среди профессионалов с оригинальнейшим номером. Питерский фигурист показывал фокусы на льду. До такого даже в "Ледниковом периоде" никто не додумался.

С 2001 года Алексей Евгеньевич Урманов начал тренировать. Первый успех пришел быстро. Его ученик Сергей Воронов стал чемпионом России, а Мишин, поздравляя своего ученика, заговорил о "спортивных внуках". Урманов не скрывал, что пользовался наработками Профессора в тренерской работе и сохранял с ним прекрасные отношения.

После Олимпиады-2014 в жизни Урманова произошел крутой поворот. Он переехал в Сочи и стал работать в центре олимпийской подготовки, открытом в столице Игр. Самой известной ученицей сочинского тренера Урманова стала олимпийская чемпионка Сочи в командном зачете Юлия Липницкая. Она перешла к нему от Этери Тутберидзе после серии неудачных выступлений.

"Когда Липницкая приехала в Сочи, она напоминала маленького затравленного зверька, — рассказывал Урманов. — Лишь через три-четыре месяца превратилась в нормального ребенка, которым была для меня на протяжении всей совместной работы. Мы и в технике что-то подправили, и программы интересные поставили. Почему Юля завершила карьеру в 19 лет, вопрос не ко мне".

Как специально подчеркнул Алексей Евгеньевич, после окончания карьеры Липницкая около полугода лечилась от анорексии, и только затем у нее началась нормальная жизнь, в которой появились другие интересы. "Никого не хочу обвинять, но после такого лечения о продолжении карьеры не могло быть и речи, — подчеркнул Урманов. — Я к этому никакого отношения не имею. Ни одну из своих учениц до анорексии не доводил, а методы других специалистов комментировать не буду".

Сегодня главные надежды тренера Урманова связаны с выступающим за Казахстан Михаилом Шайдоровым, серебряным призером ЮЧМ-2021 и бронзовым — недавнего этапа Гран-при ISU в Китае. "Потихоньку мой ученик уже напрягает топовых фигуристов на всех турнирах, — с гордостью отметил сочинский тренер. — В арсенале Шайдорова солидный набор четверных прыжков. Работаем над тем, чтобы вставить их в соревновательные программы. Как любил говорить Мишин, главное, чтобы ученик был "двигательно одаренным". А я бы добавил: еще и благодарным за совместно выполняемую работу. Про Шайдорова могу сказать и то, и другое".

17 ноября Урманову исполнилось 50.