16 ноября Евразийский банк развития опубликовал исследование, посвященное проблеме водного дефицита в Центральной Азии. По словам аналитиков банка, для ее решения необходимо принимать срочные меры, поскольку в скором времени ожидается сокращение стока Амурдарьи – крупнейшей по полноводности реки региона. Строящийся при поддержке США канал Кош-Тепа в Афганистане создаст непокрываемый дефицит воды в ее среднем и нижнем течении. Центральноазиатские страны уже регулярно испытывают нехватку воды. Так, летом 2023 г. аграрии в Жамбыльской области Казахстана досрочно исчерпали оговоренные объемы воды для орошения, поставляемые Кыргызстаном. Засуха поставила под угрозу и выработку электроэнергии. К чему приведет сокращение водных ресурсов, и какие шаги помогут найти выход из ситуации, в интервью «Евразия.Эксперт» разобрал директор Центра изучения политических трансформаций Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова, доктор политических наук Алексей Михалев.
– Алексей Викторович, Центральная Азия сталкивается с серьёзным водным кризисом, который угрожает не только экономическому развитию, но и жизни миллионов людей. Что, на Ваш взгляд, является причиной?
– После распада СССР и обретения государствами Центральной Азии независимости начался сложный процесс изменения принципов работы ключевых инфраструктурных объектов. Речь идёт о смене масштабов производства, трансформации потребительских рынков, переориентации на работу в новых условиях. Инфраструктура, созданная для обеспечения водой и электроэнергией целого региона, теперь стала решать задачи национальных экономик.
В результате возникла необходимость создания системы эффективного регулирования использования стока трансграничных рек. Однако для этого требуется время: важно учесть всё многообразие политических и экономических интересов стран Центральной Азии. Крайне медленное урегулирование множества спорных моментов, касающихся трансграничных вод, приняло форму долгих и трудных переговоров о совершенствовании существующей модели водопользования.
Имеют значения и исходные условия: в СССР крупные водохранилища создавались в интересах сельского хозяйства, а производство электричества было вторичной задачей. После 1991 г. структура экономик региона изменилась, а к началу 2000-х гг. существенно вырос поток иностранных инвестиций. Это привело к новым трансформациям и резкому всплеску спроса на энергию.
Обострилась проблема износа инфраструктурных объектов, созданных еще в советское время и не получивших достаточного обновления. Так, в январе 2022 г. причиной «веерных» отключений электричества в Узбекистане стала авария в электросетях Казахстана. Крупная авария привела к тому, что столица Кыргызстана осталась без холодной воды, так как насосные станции работают от электричества.
– На XIX Форуме межрегионального сотрудничества Касым-Жомарт Токаев отметил, что Россия и Казахстан должны рационально использовать водные ресурсы в интересах своих народов. Как Вы видите перспективы создания единого водно-энергетического консорциума с привлечением российских специалистов и технологий?
– Объективно существует необходимость создания водного консорциума, способного решать региональные проблемы с доступом к воде. Появление в переговорах авторитетного посредника в лице Москвы было бы понятным и целесообразным решением. Для России же участие в водно-энергетическом консорциуме обосновано необходимостью иметь право голоса в решении общих водных проблем – на уровне трансграничных рек. Проблемы Центральной Азии касаются и России в силу того, что она также включена в систему трансграничного водообмена.
Однако сейчас регион остро нуждается в электроэнергии. Кроме появления водного консорциума необходимо как можно скорее предпринять шаги в сторону снижения нагрузки на ГЭС. Объективная оценка существующих возможностей выдвигает на первый проекты строительства АЭС, предложенные президентом России В.В. Путиным.
Это поможет снизить риски гидроконфликтов, потому что введение в строй новых энергетических мощностей позволит создать условия для более удобного для сельского хозяйства режима сброса воды с ГЭС.
Международное агентство по атомной энергии 6 ноября 2023 г. опубликовало заключение о низких рисках строительства АЭС в Казахстане: «Группа МАГАТЭ не обнаружила никаких конкретных доказательств наличия проблем, связанных с безопасностью, которые ассоциируются с критериями исключения (как правило, возможность разломов, обрушения грунта, обоснованность планирования действий в чрезвычайных ситуациях и т.д.) и могут свидетельствовать о непригодности как предлагаемых регионов, так и площадок в них (речь об Улькене и Курчатове)».
Развитие атомной энергетики в Казахстане соответствует и идеям Парижского соглашения по ограничению использования ископаемого топлива. Договоренности между центральноазиатскими странами в водном вопросе будут развиваться более успешно при условии нивелирования проблемы нехватки электроэнергии, поэтому в Центральной Азии необходимо строительство сразу нескольких АЭС. И в этом проекте может активно участвовать «Росатом». Поскольку регион богат залежами урана, нехватки сырья для новых станций не предвидится. А евразийские транспортные сети позволят обеспечить комфортные для заказчиков условия доставки крупногабаритных узлов для АЭС из России.
– По некоторым данным, Вашингтон выделил нынешним властям Афганистана $684 млн на постройку канала Кош-Тепа черед Агентство США по международному развитию (USAID), подконтрольное Госдепу. Это значительно уменьшит объем водных ресурсов Амударьи. Какие могут быть последствия для Узбекистана и Туркменистана, и в целом для Центральной Азии?
– Ситуация с каналом Куш-Тепа развивается в контексте проблемы Рогунской ГЭС в Таджикистане. ГЭС строится на реке Вахш, которая при слиянии с рекой Пяндж образует Амударью, пересекающую сразу несколько стран. Кумулятивный эффект сразу от двух подобных гидропроектов может стать для региона непоправимым. Сегодня ещё можно достичь договорённости, например, между Узбекистаном и Таджикистаном, о строительстве одной крупной ГЭС. Но создание сразу двух крупных гидрообъектов – ГЭС и канала – может привести к конфликту, потенциальными участниками которого станут как минимум четыре государства: Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Афганистан.
В такой ситуации Центральная Азия рискует превратиться в очаг напряжённости глобального уровня. Хотя сценарии компромисса или отложенного конфликта всё ещё вероятны.
– В 2022 г. в США была принята концепция под названием «Глобальная водная стратегия на 2022–2027 гг.», в которой утверждается необходимость рационального и всеобщего доступа к пользованию водными ресурсами планеты. На нее выделен $1 млрд. В чем главная задумка этой стратегии?
– Идея глобальной водной стратегии – всего лишь одна из версий управления водными ресурсами. Имплицитно она представляет собой заявку на гегемонию. Её альтернативой может быть децентрализация. Этот подход подразумевает, что в каждом регионе мира государства могут исходить из местной специфики и формировать более тонкие настройки управления водными ресурсами. То есть, водная стратегия должна опираться на знания и запросы, сформированные государствами на местном уровне. В таком контексте общепланетарные системы распределения водных ресурсов, продвигаемые США, могут выглядеть как несправедливые. А эта несправедливость становится причиной водных конфликтов и новых войн.