Найти тему
Советское Кино

Фильм «Айболит-66» называли первым советским киноартхаусом

Советский музыкальный фильм «Айболит-66» вышел на экраны в 1967 году. Он был совершенно не похож на мюзикл, а скорее напоминал классический детский спектакль, только снятый внутри происходящего на сцене. Сценарий создавали по мотивам пьесы В. Коростылева «О чем рассказали волшебники», которую писали на основе рассказов К. Чуковского. Причем сам Чуковский придумал свою сказку после того, как ему заказали перевод английской сказки "История доктора Дулиттла".

Прототипом доктора Айболита был реальный врач-эпидемиолог Т. О. Шабада, который жил в Вильнюсе, на свои деньги содержал приют для бездомных, возглавлял местную больницу и бесплатно лечил не только людей, но и животных.

У картины была своя предыстория. Р. Быков уже ставил спектакль по этой пьесе в Московском театре юного зрителя и сам же играл там Бармалея.

Сюжет рассказывал о приключениях доктора Айболита и его друзей — животных по пути в Африку и в самой Африке, где на них нападали страшные пираты.

Картина была бы абсолютно детской, если бы не часть реплик и песен ее героев, а также не происки цензуры. То ли создатели картины действительно пытались сделать частично сатирический фильм, то ли это привиделось цензуре, но картину после выхода широко не рекламировали и в широкий показ она вышла не сразу.

Изображение со страницы https://fishki.net/3106547-kak-sozdavalsja-filym-ajbolit-66.html
Изображение со страницы https://fishki.net/3106547-kak-sozdavalsja-filym-ajbolit-66.html

В фильме снималось множество известных актеров: О. Ефремов, Р. Быков, Л. Князева, Е. Васильев, Ф. Мкртчян, А. Смирнов, И. Рутберг, Р. Ахметов, В. Грачев, Л. Енгибаров, З. Исаева, Л. Карауш, Г. Крашенинников, Раднэр Муратов, и другие.

Конечно все внимание зрителей было приковано к О. Ефремову — он играл Айболита, Р. Быкову — он играл Бармалея, и Ф. Мкртчяну и А. Смирнову — они играли помощников Бармалея.

У Быкова был дублер, который снимался в сценах с болотом и в беге по пустыне. В реальной жизни этот человек был парикмахером В. Савельевым. Так интересна сложилась его жизнь, что из парикмахеров он переквалифицировался в актеры и в дублеры. А еще он постоянно стриг актеров различных киностудий.

На роль обезьянки Чичи Быков позвал свою первую жену — Л. Князеву.

Было много страшных и смешных моментов в картине, едва не закончившихся гибелью актеров. Так, костюм Бармалея, в котором он захватывал Айболита на море, Быков сшил сам. Он был из красной кожи и когда актер свалился по сценарию за борт, просто мгновенно намок, разбух и потянул Быкова на дно. Артиста еле успели спасти. А еще в болоте, в котором снимались актеры, идя в обход, было полно пиявок.

Картина была полностью музыкальной, текста без музыки там довольно мало. Она и задумывалась как детский музыкальный телевизионный спектакль. Музыку к ней писал композитор Б. Чайковский. Исполнять ее пригласили Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР под руководством Э. Хачатуряна.

Картину снимали в павильонах «Мосфильма», в Люберецком песчаном карьере, в Абхазии и в Азербайджане. Сняли две серии картины, после чего в 1966 году вышел указ об экономической нецелесообразности двух серийных лент. И картину пришлось активно резать. Да еще и цензуре вечно что-то не нравилось.

При съемках фильма, впервые в истории кино, использовалась сложная система вариоэкрана, разработанная в научно-исследовательском кинофотоинституте. При этом камера оставалась неподвижной, а изображение меняло форму, размер и цвет.

Многие критики потом называли этот фильм первым советским киноартхаусом.

На премьере фильма присутствовал К. Чуковский. Которому картина очень понравилась.

В 1967 году картину перевели на иностранные языки и она начала свое триумфальное шествие по миру.

В СССР картину показывали не активно, но песни из нее пошли в народ. А еще некоторые диалоги разошлись на цитаты. До сих пор картину приятно смотреть не только детям, но и тем взрослым, которые любят театр и цирк.