РИАМО – 15 ноя. За полтора последних года россияне адаптировались к экономической ситуации и активно начали наращивать потребление. Даже повышение ключевой ставки ЦБ пока что не может остановить этот рост, сообщила РИАМО директор института экономики и финансов ГУУ, профессор, д. э. н. Галина Сорокина.
После начала СВО, ухода множества популярных брендов с российского рынка многие потребители испытывали шок, в результате потребление снизилось, говорит эксперт.
«Неопределенность будущего, в том числе разрушение поведенческих потребительских привычек, снижает склонность к потреблению», – отмечает она.
Однако полтора года санкций перенастроили не только потребительский рынок на замену санкционных товаров или способов их доставки посредством параллельного импорта, но и позволили населению адаптироваться к ситуации и сформировать новые привычки, а общий рост экономики и в том числе рост заработных плат некоторых категорий создал эффект роста дохода, с которым всегда связывают опережающий рост склонности к потреблению, объясняет Сорокина.
И даже подъем ключевой ставки Центрального банка до 15% не смог остановить склонность к потреблению, перенаправив ее к сберегательной модели, добавляет она.
«В принципе сегодня такое потребительское поведение, хотя и немного разогревает экономику, стимулирует развитие национальной промышленности. Но, если предприниматели и государство снова займут недальновидную позицию удовлетворения спроса за счет импорта, то позитивный эффект от роста потребления сойдет на нет за счет ускоренного роста инфляции», – считает экономист.
Читайте также
Набиуллина: возможно еще одно повышение ключевой ставки до конца года