Общий обзор японской традиции
В Японии принято менять авто каждые 3-4 года. Основная причина — строгое и дорогостоящее ТО Shaken (車検), которое проводится через три года после покупки нового автомобиля, а затем каждые два года.
Эта традиция имеет богатую историю, связанную с экономическими факторами, и она оказала влияние на автомобильную индустрию не только в Японии, но и в других странах. Давайте рассмотрим подробнее эту удивительную традицию.
История и происхождение традиции обновления личного авто
Традиция обновления машин в Японии имеет долгую историю, начиная с 1960-х годов. В то время Япония переживала быстрый экономический рост, и автомобили стали символом успеха и статуса. Однако, как и в любой стране, транспортные средства нуждались в техническом обслуживании, чтобы оставаться безопасными и функциональными. Shaken имеет корни в японской культуре ответственности и долга.
Автовладельцы обязаны проверять свои транспортные средства с целью обнаружения и устранения дефектов, обеспечения безопасности на дорогах и сокращения выбросов вредных веществ. Это также способ поощрения владельцев заботиться о своих авто и снижать аварийность на дорогах.
Этот осмотр включает в себя обширный список проверок и требует от владельцев значительных финансовых затрат на обслуживание и ремонт их машин, чтобы они соответствовали строгим стандартам безопасности.
Стоимость техосмотра Shaken может быть настолько высокой, что иногда она превышает стоимость самого автомобиля, особенно если автомобиль старый и требует многочисленных ремонтных работ.
Один владелец авто начал поиск местных станций технического осмотра и выбрал опцию «однодневного Shaken» (ichinichi shaken), которая предполагает быстрое прохождение проверки, если авто в отличном состоянии. Прибыв на станцию техосмотра, он столкнулся с проблемой разряженного аккумулятора, что привело к отмене назначенного осмотра. После замены батареи и возвращения на станцию он был удивлен стоимости, поскольку в случае выявления каких-либо проблем владельцу необходимо оплатить ремонт, чтобы автомобиль прошел проверку. В итоге счет за осмотр и ремонт превысил стоимость самого авто.
Экономические факторы
Shaken влияет на рынок подержанных авто, делая его менее популярным среди местного населения. Осмотр считается основной причиной, по которой многие японцы предпочитают продавать свои автомобили после первого или второго техосмотра.
Одним из ключевых факторов, определивших появление традиции Shaken, были экономические условия Японии. Начиная с 1960-х годов, экономика страны стремительно развивалась, и многие японцы могли себе позволить покупать новые транспортные средства. Однако, для поддержания в исправном состоянии, владельцам приходилось регулярно инвестировать в ТО и ремонт, что способствовало развитию автосервисной индустрии.
Это также объясняет, почему стоимость подержанных экземпляров в Японии относительно низкая. Эта система не только обеспечивает безопасность на дорогах, но и стимулирует продажи новых авто, что в свою очередь положительно сказывается на японской автомобильной промышленности. На практике это приводит к тому, что большинство машин на дорогах Японии находятся в отличном техническом состоянии, что, безусловно, является положительным моментом данной системы.
Статистика по возрасту автомобилей в Японии
Согласно данным японского агентства по статистике, в Японии средний возраст легковушек составляет около 10 лет. Машины, которые не могут пройти технический осмотр Shaken, должны быть отремонтированы или выведены с дорог. Владельцы меняют свои старые авто на новые, чтобы избежать дополнительных затрат на ремонт и модернизацию. Вот, вот! А в России все же дешевле отремонтировать железного коня, нежели купить нового.
Система Shaken имеет долгосрочное воздействие на рынок в Японии. Она способствует тому, что авто подвергаются регулярному обновлению, что, в свою очередь, создает спрос на новые машины. Автопроизводители в Японии активно работают над созданием безопасных и экологически чистых моделей, чтобы соответствовать требованиям ТО и оставаться конкурентоспособными на рынке.
Кроме того, система Shaken также оказывает влияние на экологические аспекты японского автопарка. Поскольку ТО включает проверку выбросов и эмиссий, автовладельцам приходится следить за состоянием систем, отвечающих за экологическую безопасность. Это стимулирует переход на экологически чистые агрегаты, такие как электрические и гибридные, чтобы соответствовать требованиям.
Однако, старые автомобили, которые не могут удовлетворить стандарты выбросов, могут столкнуться с ограничениями и штрафами. Это также может способствовать их выводу с дорог.
Учитывая целый комплекс требований и сложностей, действительно, проще купить новую машину.
Заимствование элементов Shaken в других странах
Система технического осмотра, подобная японской традиции Shaken, была внедрена в различных странах в разной степени.
Германия имеет свой осмотр, известный как TÜV (Technischer Überwachungsverein), который включает в себя регулярные технические проверки. TÜV проводится каждые два года, а стандарты безопасности и экологические требования очень жесткие.
Во Франции существует система, известная как Contrôle Technique. Этот обязательный осмотр проводится каждые два года для легковых автомобилей и каждый год для машин, старше четырех лет.
В Великобритании такой осмотр называется MOT (Ministry of Transport) и применяется для всех средств передвижения, старше трех лет. ТО проводится ежегодно.
В Австралии системы ТО существуют на уровне отдельных штатов и территорий. Например, в Новом Южном Уэльсе существует система Pink Slip (осмотр на безопасность), и система Blue Slip (осмотр на безопасность и состояние) для машин, не прошедших первый осмотр.
Китай также внедряет строгие стандарты и экологические требования для автомобилей, что напоминает систему Shaken в Японии.
Одним из ключевых элементов Shaken, который заимствуется в других странах, является внедрение регулярных технических осмотров. Это позволяет выявлять дефекты и проблемы на ранних стадиях, обеспечивая безопасность на дорогах и уменьшая аварийность.
В некоторых странах также устанавливаются ограничения на срок службы старых авто, чтобы снизить риск наличия устаревших и неэкологичных машин на дорогах.
Технический осмотр в РФ по сравнению с Shaken
В России технический осмотр автомобилей является обязательным только для коммерческого транспорта и личных автомобилей старше 4 лет при совершении регистрационных действий. Для остальных машин ТО необязателен.
ТО проводится в частных центрах, аккредитованных государством. Стоимость для легкового автомобиля составляет около 1500 рублей. В Японии процедура техосмотра (Shaken) обязательна для всех автовладельцев и проводится ежегодно в специализированных центрах. Стоимость Shaken может достигать 800-1000 долларов (50-65 тысяч рублей), что в 30-65 раз дороже, чем в России. При этом не учитываются затраты на ремонт и замену неисправных деталей.
Для прохождения техосмотра в РФ не нужно приобретать ничего, что не предусмотрено самой конструкцией автомобиля. Это значит, что если производитель предусмотрел крепление огнетушителя, то на техосмотре проверяют эти крепления. Сам огнетушитель при этом проверять не будут. Водителю достаточно следить, чтобы все болты и гайки были на месте, из колес не торчал корд, нигде ничего не текло и не капало, все лампы в световых приборах горели. В этом случае, скорее всего, техосмотр получится пройти без проблем.
Несмотря на множество преимуществ, связанных с традицией Shaken, она также подвергается критике. Некоторые считают, что процедуры технического осмотра слишком жесткие и дорогостоящие. Это может оказать давление на бюджеты семей, особенно на молодых автовладельцев, что создает преграды для доступности личного транспорта.
Критики также утверждают, что Shaken может быть излишне бюрократичным и медленным процессом, что может затруднить поддержание транспортных средств в хорошем состоянии. Тем не менее правительство Японии постоянно работает над упрощением процедур и снижением затрат.
Друзья, а что думаете Вы по этому поводу?
Если Вы хотите узнать больше о автомобильной культуре, подпишитесь на наш канал! А если Вы рассматриваете возможность приобретения автомобиля из Японии, компания VAN GROUP готова помочь Вам с выбором.