Найти тему
образуйся сам

Где взять деньги для полезного дела? Выход есть - пишем грант!

Вот такие вопросы у меня были в самом начале работы над проектом создания технопарков в родном городе, хоть это не грантовый проект, но все механизмы работы аналогичные.
Вот такие вопросы у меня были в самом начале работы над проектом создания технопарков в родном городе, хоть это не грантовый проект, но все механизмы работы аналогичные.

Подсчитал, что сотрудники технопарков, которыми руковожу за последние 4 года выиграли 17 грантов на общую сумму более 4.2 миллиона рублей. Все эти деньги мы тратим на проведение значимых событий с целью развития инженерного и технического творчества детей и молодежи региона. Сегодня расскажу из чего состоит заявка на грантовый конкурс, как в нем можно поучаствовать не выходя из дома и на что нужно обратить внимание при разработке проекта. Самое главное грант должен помочь вам решить серьезную для определенной группы людей проблему.  Вероятно статья получится большой, но коллеги попросили написать и поделиться знаниями.

Это слайд презентации, где я рассказываю про грантовую активность своих подразделений на конкурсе "Флагманы образования"
Это слайд презентации, где я рассказываю про грантовую активность своих подразделений на конкурсе "Флагманы образования"

Кто может принять участие?
На самом деле могут принять участие практически все, но на разных условиях. Есть конкурсы для школьников, для студентов, работающей молодежи, для некоммерческих организаций и даже образовательных учреждений. У каждого конкурса своя тематика, свой бюджет и свои условия предоставления денег. Самая массовая и доступна история - это гранты для физических лиц (Росмолодёжь.Гранты), хотя для некомерческих организаций возможностей гораздо больше. Деньги приходят на банковскую карту, а отчетность заполняется на сайте в личном кабинете и там же заполняется заявка на проект. В этом конкурсе могут принять участие молодые люди в возрасте 14-35 лет, заполнить заявки и ждать результатов.

Думаю, это самый массовый грантовый конкурс в нашей стране. В последнем сезоне на заочный конкурс было подано более 9000 заявок. Изображение с сайта:https://fadm.gov.ru/directions/grant/
Думаю, это самый массовый грантовый конкурс в нашей стране. В последнем сезоне на заочный конкурс было подано более 9000 заявок. Изображение с сайта:https://fadm.gov.ru/directions/grant/

Проанализировал 600 проектов победителей второго сезона этого года выделил самые активные регионы, самые востребованные направления и форматы. Ощущается, что гранты это больше про развитие и образование!

Анализ проектов победителей по направлениям
Анализ проектов победителей по направлениям

Теперь кратко опишу  алгоритм работы над проектом. Вообще по каждому пункту списка можно провести целое занятие и в каждом регионе есть специализированные школы, центры и сообщества, которые помогают молодым людям оформить свою инициативу в виде грантового проекта. В нашем регионе этим занимается моя коллега Ольга Игоревна! Обязательно попрошу ее дать комментарий на эту статью! Но я тут не делаю учебник по грантописанию, я составляю шпаргалку, чтобы помнить про основные моменты. Начнем!
Что нужно учесть, чтобы написать свой грант? У меня получился 24 пункта, но они не все являются обязательными, но я их рекомендую проработать, чтобы лучше погрузится в суть своего проекта.

1. Полное название проекта

Тут нужно указать формат, заинтересованных лиц, возможно коснуться проблемы. По названию должно быть понятно о чем речь в проекте. У меня возникает ассоциация с формулировкой научной статьи. Представьте вам нужно за 10 секунд сказать, то чем вы занимаетесь - вот как раз по такому названию должно быть все понятно. Примеры буду приводить из протокола победителей конкурса Росмолодёжь. Гранты 2 сезон в 2023 году. На первом месте проект “Школа кураторства Ярославской области “PROFЛидер”. Тут все понятно!

Это название проектов первых победителей 2 сезона грантов Росмолодежи
Это название проектов первых победителей 2 сезона грантов Росмолодежи

2. Краткое название проекта

Тут речь идет о чем-то ярком, креативном и запоминающемся. То, что будет красоваться на сувенирной продукции, афишах, презентациях. Слово или словосочетание должно быть в обиходе той целевой группы для которой создается проект. В нашем примере это -  “PROFЛидер”. Разработчики проектов часто играют с буквами, написанием, что позволяет добавить смысла в название.

Победитель федерального конкурса президентских грантов, "220K" - настольная игра по изучению культуры нашей страны. Название эффектно смотрится на коробке. Изображение с сайта: https://t-l.ru/331223.html
Победитель федерального конкурса президентских грантов, "220K" - настольная игра по изучению культуры нашей страны. Название эффектно смотрится на коробке. Изображение с сайта: https://t-l.ru/331223.html

3. Куратор проекта

Здесь речь идет об органе исполнительной власти, который курирует направление вашего проекта или человек и компетенции которого относится решение вашей проблемы. Этот пункт не обязательный, но я прошу своих студентов его заполнить. Часто бывает так, что мы не всегда изучаем, “хозяина процесса”, если речь идет об образовательных проектах, то это органы управления образованием и т.д. Знание куратора поможет понять - нужен ли ему ваш проект и заручиться его поддержкой, узнать, что мешало его организовать раньше.

4. Исполнитель проекта

В этом пункте указываете себя, а еще лучше прикрепляете портфолио. Вы должны показать, что вам можно доверять и у вас есть компетенции в реализации проекта. Грамоты, участие в конкурсах, описание предыдущих успешно реализованных проектов - все подойдет.

Портфолио должно выглядеть убедительно, рекомендую его подкрепить фактами, ссылками и реальными цифрами.
Портфолио должно выглядеть убедительно, рекомендую его подкрепить фактами, ссылками и реальными цифрами.

5. Проблематика проекта

Очень важный пункт. Молодые люди на него не обращают внимание и часто собственное суждение выдают за проблему. Чтобы проблема действительно звучала уверенно рекомендую подкрепить ее собственным исследование, статистическими данными, стратегическими документами. Это поможет вам выглядеть убедительнее.

Своих студентов учу формулировать проблему через противоречие, по такой схеме
Своих студентов учу формулировать проблему через противоречие, по такой схеме

6. Целевая группа проекта

Тут желательно детально проработать портрет вашего потенциального участника: пол, возраст, семейное положение, социальный статус, возможные интересы, может даже образование. Это поможет понять какие форматы для проекта подобрать.

Подробное описание участника проекта поможет вам разработать алгоритм решения проблемы. Изображение с сайта: https://amdg.ru/blog/analiz-tselevoy-auditorii/
Подробное описание участника проекта поможет вам разработать алгоритм решения проблемы. Изображение с сайта: https://amdg.ru/blog/analiz-tselevoy-auditorii/

7. Тренд проекта

Тренд - ощутимая тенденция в современном обществе, которая актуализирует ваш  проект. Это внешние течения, которые идут независимо от нас и нашего проекта, и они помогут вам в реализации. Например, тенденция последних 5 лет, это развитие вертикальных видео, если вы хотите организовать мероприятие по популяризации инженерного творчества, то предложите формат вертикальных роликов, это будет актуально. Пункт не является обязательным, но поможет сделать проект более вовлекающим.

Оценкой технологических трендов занимается компания Garther, в отчетах компании всегда можно найти передовые идеи. Изображение с сайта: https://blog.pryaniky.com/gartner-radar-2023/
Оценкой технологических трендов занимается компания Garther, в отчетах компании всегда можно найти передовые идеи. Изображение с сайта: https://blog.pryaniky.com/gartner-radar-2023/

8. Стейкхолдер проекта

Человек или группа людей, которые во многом могут повлиять на решение данной проблемы. Было бы неплохо заручиться поддержкой такого человека., поэтому как минимум вы должны знать кто это.

9. Амбассадор проекта

Очень нравится этот пункт, считаю его важным, так как пропагандирую ценностный подход. Амбассадор - это достаточно публичный человек, который транслирует общественности ценности вашего направления. Например, публикует в своей социальной сети значимость образования или здорового образа жизни. Делает это интересно и пользуется определенным авторитетом. Когда вы найдете этого человека, поймете какое сообщество может оценить этот проект. Поищите его на уровне региона или даже страны.

Изображение с сайта: https://neiros.ru/blog/sales/kak-najti-idealnogo-ambassadora-brenda-i-ne-razoritsya/
Изображение с сайта: https://neiros.ru/blog/sales/kak-najti-idealnogo-ambassadora-brenda-i-ne-razoritsya/

10. Цель проекта

Это самый важный пункт. Цель нужно формулировать по методике SMART. Если цель будет правильная, то будет четко понятно, что, когда, для кого вы будете делать и для чего все это нужно, и как вы поймете, что цель достигнута.

Изображение с сайта: https://weeek.net/ru/blog/cto-takoe-smart
Изображение с сайта: https://weeek.net/ru/blog/cto-takoe-smart

11. Задачи проекта

В этом пункте отвечаете крупные шаги, которые нужно сделать для реализации вашего проекта. 4-7 задач будет достаточно. Следует помнить про информационное сопровождение - 1 задача.

12. Идея проекта

Идея отражает, то как вы достигните цели. Следует помнить, что идея должна отличаться от типичных и самых очевидных решений вашей проблемы.

13. Формат проекта

Выбираете самый интересный и актуальный. Я студентам предлагаю разработать такой формат, на который участники готовы будут приехать в воскресенье в 6:00 утра на другой конец города. Так можно проверить актуальность и востребованность формата. Многообразие форматов можно подсмотреть тут.

Это популярные форматы мне удалось выявить проанализировав заголовки проектов
Это популярные форматы мне удалось выявить проанализировав заголовки проектов

14. Результаты проекта

Указываем количественные и качественные характеристики желаемого результата. На сколько увеличится или уменьшится уровень ключевого показателя, сколько мероприятий проведем, какой будет охват, сколько участников проекта, что изменится у участников, какие навыки они приобретут и как мы это поймем.

15. Риски проекта

Важный пункт, он покажет как вы можете просчитывать все ситуации, которые могут произойти в процессе реализации проекта. Нужно постараться продумать возможные меры, которые помогут реализовать проект с учетом изменившихся условий.

16. Сильные стороны проекта

Описание дополнительных возможностей проекта - это дополнительные векторы роста вашего проекта.

17. География проекта

В этом пункте указываем города, муниципалитеты, районы, где будет реализован ваш проект.

На диаграмме можно увидеть топ самых активных регионов по числу выигранных грантов во втором сезоне заочного конкурса
На диаграмме можно увидеть топ самых активных регионов по числу выигранных грантов во втором сезоне заочного конкурса

18. Участники команды проекта

Стоит помнить, что давать деньги на реализацию проекта одному человеку, достаточно рискованно, поэтому следует показать, что у вас есть надежная команда, которая может реализовать этот проект, если вы вдруг заболеете. Также следует указать навыки и компетенции всех участников.

19. Софинансирование проекта

 Грантополучателю важно показать, какую ценность приобретут участники проекта и сколько на это будет потрачено средств. Мы понимаем, что если у нас есть безграничные ресурсы, то мы можем реализовать любой проект. Экспертам важно показать, разницу между ценностью и стоимостью вашего проекта. Ценность должна быть выше, а делается это за счет ваших связей, возможностей, привлечения партнеров и их ресурсов. В это пункта вы показываете те ресурсы, которые готовы привлечь для реализации проекта.

20. Финансирование проекта

Указываем все статьи расходов, которые необходимы для реализации проекта. В системе очень удобно заполнять поля, там сразу указывается, на что можно потратить грантовые средства. Важно помнить, что отчетность заполняется по этому разделу, иногда грантополучателям разрешают немного скорректировать смету.

Организаторы конкурса предлагают такую разбивку по статьям для финансирования вашего проекта. Изображение с сайта: https://grants.myrosmol.ru/projects
Организаторы конкурса предлагают такую разбивку по статьям для финансирования вашего проекта. Изображение с сайта: https://grants.myrosmol.ru/projects

21. Информационная поддержка проекта

Нужно определить, как мы будем рассказывать о нашем проекте. Выбираем информационных партнеров, площадки для продвижения проекта.

У многих проектов есть свои группы в социальной сети. Страница проекта "Форум студенческих советов общежитий г. Москвы "ОБЩАГА" https://m.vk.com/studsov_ob?offset=20&own=0
У многих проектов есть свои группы в социальной сети. Страница проекта "Форум студенческих советов общежитий г. Москвы "ОБЩАГА" https://m.vk.com/studsov_ob?offset=20&own=0

22. Аналоги проекта

Еще один пункт от меня. На практике редко бывает, что нам удается сделать что-то на 100% уникальное. Чаще всего уже кто-то чем-то подобным занимался, поэтому нужно поискать аналоги, для вдохновения, чтобы оценить результаты.

23. Мероприятия проекта

Прописываем ключевые мероприятия нашего проекта, они должны отражать выполнение всех наших задач и обеспечивать достижение ожидаемого результата.

24. Итоги проекта

В последнем пункте описываем все результаты и эффекту проекта, продумываем возможности его масштабирования.  Можно предложить вариант демонстрации результатов проекта общественности.


Вот такая шпаргалка у меня получилась. Очень внушительная для формата статьи. С нашей командой мы выигрывали гранты на проведение робототехнических турниров, проведение профильных смен, серий мастер-классов, акселерационных школ. Разработка и защита и реализация грантового проекта это уникальный опыт, который может вам дать очень многое: социальный опыт, профессионально сообщество, авторитет в глазах коллег, а самое главное радость в глазах ваших участников для которых все это затевалось!
Пишите свои комментарии, стоит ли заниматься написанием грантов, и что это дает человеку.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц