Документальные фильмы про ОПГ: что смотреть до или вместо сериала Жоры Крыжовникова
У стартовавшего 9 ноября сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте», рассказывающего о казанских ОПГ эпохи перестройки, — много кинопредшественников. С одной стороны, это картина о 80-х, с другой — об организованных преступных группировках. Современные авторы зачастую стремятся к эффектной картине, голливудскому шику, историям о разбогатевших бандитах. Лучшие фильмы об ОПГ — это, конечно, документальные ленты 25-летней давности: черно-белая реальность, разбитые черепа, тотальная безнадега. Все фильмы — 18+.
«Пустота»
Николай Морозов родился в Приморском крае, в Казань семья переехала после демобилизации отца-артиллериста. Снимать он начал в студии «КАИ-фильм». А после армии все-таки поступил во ВГИК, где познакомился с Робертом Хисамовым. В конце 70-х стал работать на Казанской студии кинохроники. Среди его работ, к примеру, «Азнакаевская гречиха», «Космическая соната» и «Баки Урманче».
В 1986-м Морозов снял фильм «Зовет страна «Апрелия»», в котором попытался «перевоспитать» гопников при помощи клуба самодеятельной песни «Апрель».
А в 1987-м Морозов и Хисамов сняли «Пустоту» — скрытой камерой, общаясь с членами банд в колонии для несовершеннолетних. В конце — похороны одного из героев фильма. Это начало трилогии.
«Страшные игры молодых»
Фильм, вероятно, самый известный, его смотрели миллионы. При этом можно встретить и информацию, что «в СССР фильм был запрещен к показу ввиду его жестокости». Напротив — на него специально по разнарядке министерства образования водили всех старшеклассников.
В кадре, к примеру, похороны около 13-й больницы на Исаева и зашивание раны в 15-й больнице (ныне — онкологический диспансер на Сибирском тракте), где съемочная группа сидела каждый день: сюда везли на рентген изувеченных подростков.
«Крик. ПТУ не с парадного подъезда»
Картина 1989 года начинается фотографиями проломленных черепов. Две истории, два убийства. Лента говорит «о болезни в системе ПТУ»: из школы детей отправляют в училища, разделив на «плохих» и «хороших». Первые идут в группировки. Один из первых говорящих — замдиректора 15-го училища на Дементьева, 26а, у памятника самолету ТУ-22М. «Волей-неволей дети становятся группировщиками», — утверждает товарищ милиционер. В конце на фоне сцен с дискотеки авторы говорят, что учащиеся и выпускники ПТУ дают стране две трети подростковой преступности: «Это наш рабочий класс? Это они завтра превзойдут японского рабочего? Система ПТУ безнадежна больна». Кстати, Морозов снимал героев в открытую.
За трилогию авторы получили премию МВД СССР. Позже, уже как независимые творцы, они снимали не менее суровые ленты: к примеру, в фильме «Зона. Безумие или сверхразум» они отправились в зону «пермского треугольника». Кроме того, Морозов снимал «Бурю» для ТЮЗа — эту ленту эксперты выбрали победителем «Золотой маски».
«А у вас во дворе?"
Фильм режиссера Валентины Кузьминой. Сценарий для него писали два человека. Владимир Герасимов работал в газете «Комсомолец Татарии», после он работал, к примеру, над фильмом про известного благотворителя «Этот непонятный Галимзянов». Марина Разбежкина тоже была журналистом, работала учительницей, а после стала сценаристом на Казанской студии кинохроники. Авис Привин после много работал с ней оператором (а потом занялся телесериалами вроде «Дальнобойщиков»).
«Бьют друг друга, бьют инакомыслящих, бьют за то, что оказался на чужой территории, за то, что волосы слишком длинные или майка иностранная. А рядом, часто не пересекаясь, идет другая жизнь, где отмечаются наши победы, сверкают праздничные салюты». Бьют сразу в школе, сообщает мальчика Алеша, а его обидчики прячут лица. Тут же возникают антиподы — к примеру, отряд «Каскад», который собирался вытягивать людей из группировок. Авторы показывают их раздираемое противоречиями собрание. Комсомол существует 69 лет, говорит один из участников дискуссии, будет существовать еще столько же — и не рассыплется.
«Социологи подсчитали, что сегодня воспитанием и досугом ребят призваны заниматься четыре десятка организаций. Но пока они составляют планы, пишут отчеты, на наших глазах происходят не бумажные, а вполне реальные трагедии», — резюмируют авторы.
Фильм получил диплом на фестивале в Лос-Анджелесе и премию МВД СССР.
Спасибо за внимание!
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ И СВЕЖИХ НОВОСТЕЙ НА КАНАЛЕ "Реального времени"
Еще материалы на канале: «Куктау-20»: исследуем историю татарстанского кино. Часть 65-я: «Не верю!»