У меня зазвонил телефон. С утра пораньше, в первый день отпуска… «Я Ваш сотовый оператор Елена. Спасибо, что Вы с нами! Мы очень хотим, чтобы Вам было хорошо с нами, и поэтому предлагаем перейти на новый очень выгодный тариф. Переходим?!» Правда, предлагаемый тариф вдвое выше существующего и вполне меня устраивающего. Но «мои» операторы Ирина, Кристина, Оксана упорно пытаются разубедить меня в этом и на следующий день, и ещё на следующий. Пообещала серьёзно подумать над заманчивым предложением и перезвонить.
Через некоторое время снова звонок: «В Красноярске проводится акция по оформлению ипотеки по низкой процентной ставке. Предлагаем Вам…» Отвечаю: «Спасибо, своих квартир девать некуда!»
Выхожу из магазина, снова звонок: «Предлагаем Вам законное списание долгов через процедуру банкротства физических лиц!» Нет, банкротиться я категорически не желаю.
Как там у Корнея Чуковского? – «И такая дребедень целый день: то тюлень позвонит, то олень». Ближе к обеду позвонил «следователь» аж из самой Москвы. Включаю громкую связь: «Людмила Леонидовна, Вы знаете такого – Белецкого Романа Васильевича из Заозёрного?» Нет, говорю, Романа Васильевича не знаю, знаю Ивана Васильевича. «А кто это?» «Царь», – говорю.
Домочадцы и гости покатываются со смеху, а «страж моих финансовых интересов» или не заметил подвоха, или сделал вид, что не расслышал. «В московском отделении банка данный товарищ назвался Вашим племянником, говорит, что Вы находитесь в больнице и попросили снять 150 тысяч рублей на лечение. У него на руках подлинная доверенность». Отвечаю: «Если у него на руках подлинная доверенность, к чему такой кипиш? Пусть снимает!» Мои добровольные зрители представления хихикают всё громче.
«Следователь» или «дознаватель», не имеет значения, кто именно, суровеет всё больше: «Людмила Леонидовна, Вы что, разглашаете оперативные данные третьим лицам? Вы несёте ответственность по статье…» Под дружный безудержный хохот «оправдываюсь»: «А я Вам подписку о неразглашении не давала».
Всё, отключился мошенник. Зря потратил время, влетит ему от шефа. А ведь мог за это время кого-нибудь облапошить на кругленькую сумму. К сожалению, пострадавших от действий мошенников не становится меньше. Работники правоохранительных органов с завидной регулярностью в печатных и электронных средствах массовой информации, во время поквартирных обходов, выступлений в трудовых коллективах, в буклетах и листовках предупреждают граждан, чтобы они были бдительны и не поддавались на уловки многочисленных мошенников. Приводят конкретные примеры, дают дельные советы, как следует поступать в том или ином случае. Нет, люди не учатся даже на своих ошибках, не то что на чужих. С необъяснимым упорством продолжают наступать всё на те же грабли.
Если несколько лет назад мошенники различных специализаций совершенствовали своё мастерство посредством эпистолярного жанра, то теперь открылись новые неограниченные возможности. Золотая жила для них, приносящая миллионы, – телефоны, социальные сети.
Существует много схем обмана доверчивых, впечатлительных, растерявшихся при внезапном звонке людей. Вот поэтому не разговаривайте и не делитесь персональными данными с людьми, которые представляются службой безопасности банка, сотрудниками правоохранительных органов, всевозможных фондов, госуслуг. Например, вам позвонили и обвинили в преступлении, отключайтесь сразу. Это точно мошенники.
Правоохранительные органы не будут звонить подозреваемому, они действуют по уголовно-процессуальному кодексу. Если уж на то пошло, вас вначале задержат, затем суд изберёт меру пресечения, и только после этого ведутся следственные действия при вашем участии.
Никому и никогда не передавайте финансовую информацию по телефону. Также не стоит рассказывать о себе и своём материальном положении незнакомым людям. Не перезванивайте по незнакомым номерам. Больше доверяйте своим родным и близким, делитесь с ними информацией. Это оградит вас от преступных посягательств разного рода мошенников.
Людмила БЕЛЕЦКАЯ