Найти тему

Разбираем популярные вопросы об использовании ЭПД

Переход с бумажных документов на электронные происходит в разных отраслях, включая грузоперевозки. Правительство уже одобрило электронные аналоги транспортной накладной, путевого листа и ряда других форм. Какие ещё документы относятся к ЭПД и когда станет обязательным подключение к федеральной информационной системе ГИС ЭПД? На эти и другие вопросы ответим в данной статье.

Основные вопросы

Что из себя представляет электронный перевозочный документ?

Электронный перевозочный документ (ЭПД) — это XML–документ, применяемый при доставке груза от продавца к покупателю. ЭПД обладают той же юридической силой, что и их бумажные версии.

Какие документы отнесены к категории ЭПД?

На сегодняшний день правительство утвердило электронные версии таких документов как:

  • транспортная накладная;
  • сопроводительная ведомость;
  • заказ-наряд;
  • путевой лист;
  • договор фрахтования;
  • заказ (заявка).

Что означает термин «титул»?

Титул — это раздел ЭПД, которую нужно заполнять и подписывать по окончании каждого этапа грузоперевозок, например, при старте или завершении погрузки.

Чем полезны электронные перевозочные документы?

Введение ЭПД направлено на повышение прозрачности документооборота в грузоперевозках и снижение затрат грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков.

Как производится обмен ЭПД?

Все участники перевозки (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель) должны подключиться к оператору ГИС ЭПД и выпустить усиленные квалифицированные электронные подписи (УКЭП) для заверки документов. В общем виде обмен электронными перевозочными документами выглядит так:

  1. Участник создаёт документ в сервисе оператора ЭПД и подписывает титул.
  2. Оператор проверяет документ, передаёт его в базу ГИС ЭПД и отправляет другим участникам перевозки.
  3. ГИС ЭПД сравнивает данные из документа со сведениями, которые отправили в базу ГИС другие участники документооборота.
  4. Участники поочерёдно подписывают свои титулы в ЭПД.

Что такое ГИС ЭПД?

ГИС ЭПД — это государственная информационная система, созданная для проверки и учёта электронных перевозочных документов. Все участники обмена ЭПД должны подключиться к этой системе и отправлять в базу заполненные формы. Для этого компании заключают договор с оператором ЭПД, который самостоятельно передаёт ГИС ЭПД все необходимые данные.

Когда ЭПД станут обязательными?

Один из приоритетов транспортной стратегии России — перевод транспортных документов в электронный формат. В настоящее время компании могут использовать как электронные перевозочные документы, так и их бумажные эквиваленты. Но начиная с 2024 года планируется введение «отраслевого императива», согласно которому для некоторых секторов обмен ЭПД станет обязательным.

Кто может подписать ЭПД: юрлицо или физлицо?

Юридические лица подписывают титулы с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Физические лица могут использовать электронную подпись физического лица и бумажную или машиночитаемую доверенность (МЧД) от руководителя компании.

Как работать с партнёрами, которые не подключились к ГИС ЭПД?

Использовать электронные перевозочные документы можно, только если все участники логистической цепочки заключили договор с одним оператором ГИС ЭПД. Если у кого-то из ваших партнёров нет идентификатора ЭДО, при работе с ним придётся заполнять бумажные документы.

Подключение к 1С-ЭПД

В чём преимущества использования 1С-ЭПД?

1С-ЭПД — это продукт компании «Калуга Астрал», официального оператора ГИС ЭПД. Пользователи нашего сервиса могут создавать и подписывать электронные перевозочные документы и обмениваться ими с партнёрами. 1С-ЭПД автоматически передаст заполненные бланки в базу ГИС ЭПД и поможет соблюсти закон об электронном документообороте.

Как внедрить ЭПД в своей компании?

Если у вас типовая конфигурация 1С, в которую встроен модуль 1С-ЭПД, то вам потребуется просто подключить сервис. Настройки производятся в системе 1С-ЭДО.

  1. Откройте раздел «Администрирование». В подразделе «Настройки отправки» нажмите на ссылку «Обмен электронными документами». После перейдите в «Настройки ЭДО».
  2. Поставьте галочки рядом с нужными форматами документов.

Для нетиповых конфигураций 1С «Астрал» разработал продукт API ЭПД.

«Астрал» также внедряется в TMS- и WMS-системы. Расскажите нашему менеджеру, с какой системой вы работаете, и мы подскажем, сможете ли вы использовать ЭПД от оператора «Калуга Астрал».

Как подключить к 1С-ЭПД разные юрлица или ИП?

Если несколько организаций зарегистрированы на портале 1С под одним логином, они смогут подключить один тариф 1С-ЭПД на всех и расходовать трафик совместно. Если же у каждой компании своя учётная запись 1С, им придётся подключать 1С-ЭПД отдельно друг от друга.

Есть ли роуминг у операторов ЭПД?

Нет, роуминга у операторов ЭПД пока что нет. Мы советуем каждому игроку на рынке логистики подключиться к одному оператору. 1С-ЭПД обеспечит эффективный документооборот с множеством партнёров.

Где искать помощь, если возникнут сложности при использовании 1С-ЭПД?

Участник перевозки может обратиться в службу поддержки сервиса в любое время по телефону +7 (800) 333-93-13 или написать на электронную почту edo@1c.ru.

Работа с 1С-ЭПД

Как водителю показать электронные документы, если в дороге его остановил инспектор?

С 1 сентября 2022 года сотрудники Госавтоинспекции могут проверять документы в электронном виде. Водитель получит все бланки в формате QR-кода, который нужно предъявить инспектору. Сейчас QR-код можно сгенерировать в Telegram-боте. Если водитель не может предъявить QR-код, сотрудник ГИБДД свяжется с постом и сам запросит информацию из ГИС ЭПД по номеру автомобиля.

Может ли кладовщик оформить накладную и предоставить её на подпись уполномоченному лицу?

Это возможно. Кладовщик создаёт документ «Электронная транспортная накладная» в системе, затем уполномоченный сотрудник подписывает его в разделе «Текущие дела ЭДО».

Как происходит связь с привлечёнными водителями?

Для связи с сотрудником необходимо ввести информацию о водителе в форму заполнения электронного документа.

Как заполнять и подписывать ЭПД без доступа к интернету?

Подключение к интернету необходимо для работы с сервисом 1С-ЭПД. Однако предъявлять документы при проверке ГИБДД можно без интернета. Водителю достаточно сохранить QR-код с зашифрованными данными на своём смартфоне перед поездкой. Данные из QR-кода можно будет считать и проверить без доступа к интернету.

Выбираете оператора для обмена электронными перевозочными документами? Попробуйте сервис 1С-ЭПД, встроенный в типовые решения фирмы «1С». Благодаря нашему решению вы сможете отправлять документы партнёрам и передавать данные в ГИС ЭПД прямо из «1С». А тем, кто хочет настроить обмен ЭПД в своей учётной системе, подойдёт наш продукт API ЭПД.