Найти тему
МК в Питере

Мера полумер: стоит ли миндальничать, рассуждая о правах водителей СИМ

Не знаю, как вам, а мне уже надоела тема электросамокатов. Сначала мы, журналисты, писали о новинке, которая появилась на улицах города, — радовались. Затем — о многочисленных авариях, смертях и увечьях. Ужасались. Сейчас рассказываем нашим читателям о том, как с этой напастью борются. И теперь мы уже просто грустим. Ведь все годы, пока эти устройства находятся на наших улицах, гибнут и калечатся люди.

    Самокатам на тротуарах не место? Фото: Baltphoto
Самокатам на тротуарах не место? Фото: Baltphoto

На днях МВД России опубликовало свежий информационно-­аналитический обзор Научного центра безопасности дорожного движения. Авариям с участием велосипедов и средств индивидуальной мобильности (СИМ) в нем посвятили отдельную четырехстраничную главу. Данные таковы: за 9 месяцев в Петербурге произошло 172 аварии (+48% к АППГ) с участием самокатчиков. Это третье место по стране. При этом Северная столица лидирует по числу смертельный случаев — на дорогах города погибли четыре самокатчика.

Тем временем то, что предлагается по регулированию движения средств индивидуальной мобильности, кажется полумерами. Они вряд ли будут работать, ведь контролировать соблюдение правил просто некому.

Относительно недавно очередной шаг в сторону ужесточения правил передвижения на СИМ сделал петербургский ЗакС. Премьер-­министру России Мишустину от местных депутатов отправится обращение с просьбой разрешить городам самостоятельно прописывать требования к самокатным ездокам. Законотворцы хотят установить запрет на использование СИМ несовершеннолетними вне специально оборудованных площадок; ввести полный запрет движения СИМ по тротуарам (передвигаться на СИМ в этом случае можно будет только в специально оборудованных зонах, по велодорожкам и по дорогам); дополнить ПДД запретом кататься на электросамокатах и других СИМ в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также под воздействием некоторых лекарств.

Получается, что СИМ начинают обретать признаки транспортного средства: все то же самое запрещено для водителя автомобиля. Хорошая инициатива? Бесспорно. Однако давайте поразмышляем логически.

Предположим, молодой человек, возраст которого по внешности не определить, выпил бутылку пива и взял в аренду устройство. Да, для полноты картины добавим ему еще аллергический или простудный насморк. Едет он по тротуару со скоростью хотя бы 15 км/ч, чихает, достает из кармана платочек и сморкается. Нос красный, глаза слезятся, запах спиртного. Налицо запрет на передвижение. А теперь вопрос: кто будет проверять его состояние и уточнять возраст?

    К каждому самокатчику полицейского не приставишь. Фото: t.me/transportniytseh
К каждому самокатчику полицейского не приставишь. Фото: t.me/transportniytseh

К каждому самокатчику полицейского не приставишь. Фото: t.me/transportniytseh

Может быть, сотрудники ГИБДД? Предположение логичное, но есть несколько но. Во-первых, у дорожных полицейских и без самокатчиков работы — по брови. В самые горячие дни автомобилисты, попавшие в ДТП, по несколько часов дожидаются экипажей для оформления. Если вместо своей непосредственной работы инспектор начнет проверять еще и водителей СИМ, что случится? Движение в городе встанет, и это уже не шутка.

Хорошо, предположим, что молодчика с насморком заметили. Как сотрудники будут его ловить, если он не подчинится приказу остановиться? На служебном автомобиле по питерским улочкам устраивать погоню за самокатчиком… Это скорее сюжет для юмористического фильма. Или, быть может, полицейских заставят бежать за нарушителем? Но догнать «бешеную электротележку» не ­так-то и просто. Даже 15 «кэмэче» — это уже приличная скорость. Не стрелять же в него, право? «По шинам», как это бывает в случае автомобильной погони, точно не попасть.

Однако будем считать, что «злодея» ­как-то догнали и остановили. Как узнать, что ему нет 18 лет? Д­окументов-то он с собой носить не обязан. Что с ним тогда делать? Везти в отдел полиции, чтобы выяснять его личность? Но тогда надо его задерживать. А на основании чего, если он не дебоширил, не ругался матом и вообще вел себя прилично? Конечно, если наездника окружает алкогольный флер, а на вид самокатчик довольно юн, следует пресечь правонарушение, доставив ездока для проверки в отдел. А потом? Нашкодившее дите передадут на руки сотруднику ПДН со всеми вытекающими, а моложаво выглядящего совершеннолетнего отпустят на все четыре стороны с протоколом о нахождении в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Впрочем, плюсы тут есть. Однако если нет запаха алкоголя, то и оснований для задержания не имеется. Как в полевых условиях проверить, что человек находится, например, под вызывающим сонливость противоаллергическим препаратом, — непонятно.

    Несколько улиц города закрыты для СИМ. Фото: yandex.ru/maps
Несколько улиц города закрыты для СИМ. Фото: yandex.ru/maps

Несколько улиц города закрыты для СИМ. Фото: yandex.ru/maps

Интереснее другая инициатива, которая тоже родилась в петербургском Заксобрании. Депутат Астахова предлагала запретить движение по тротуарам, ширина которых меньше трех метров. Что же, очень похвально. Вот только совершенно неясно, как будет контролироваться передвижение человека, если он вдруг на СИМ поедет по улице Гороховой, где дорожки для пешеходов то широкие, то узкие. Если только запрещающие езду на СИМ знаки в местах сужения ставить. А ездоку что делать? На «радость» автовладельцам скакать с тротуара на проезжую часть и обратно?

Кажется, за годы, что электрические устройства находятся в Петербурге, уже стало ясным: наш город с его узкими улочками совершенно не предназначен для передвижения на слишком быстрых, тяжелых и неповоротливых СИМ. Если загнать самокатчиков на тротуары — они периодически будут калечить пешеходов. Если выгнать на дорожное полотно — их самих могут сбить автомобили.

Единственным подходящим вариантом кажется разрешить водителям СИМ движение исключительно по выделенным велосипедным полосам, да и то с ограничением максимальной скорости в 20 км/ч. Однако велодорожек у нас мало, а СИМ — много.

Назревает вполне логичный вопрос: почему борьба с электросамокатным беспределом принимает характер полумер? Ради чего эти обсуждения? Огранить передвижение СИМ почти невозможно, следить за исполнением запретов, если их примут, — некому. Так может, просто убрать эту напасть с городских улиц одним махом и не мучиться? К слову, педиатры, которые бьют в набат и кричат, что растет доля детей с лишним весом, только спасибо за такое решение скажут.

P. S. Думается, что очень много об электросамокатах петербургским депутатам мог сказать бывший мэр Кисловодска Александр Курбатов. Жители города очень хорошо отзываются об экс-градоначальнике: он многое делал для курорта, пока однажды не упал с электрического самоката (будучи, к слову, совершенно трезвым). Выжил благодаря тому, что его увидел проезжавший мимо велосипедист и вызвал скорую. После многодневной комы Курбатов прошел реа­билитацию и почти восстановился. Есть ощущение, что миндальничать, рассуждая об электросамокатах, он не будет.

Автор: Тимофей Шабаршин