Предпосылки для этой серии публикаций постоянно были рядом в виде интересующихся изучением английского языка взрослых с разной степенью заинтересоваанности и готовности прикладывать усилия. Ну, или со своим собственным видением самих усилий. Одним из результатов проявления подобного интереса стало приглашение на митап выпускников потока менеджеров продукта в Нетологии (@netology_official)с предложением провести встречу о том как строить систему изучения языка для взрослых, что из каких способов, методов и подходов выбирать и как, как определять для себя цели. Сама встреча выпускников, где я выступал и как выпускник, и как докладчик, прошла в октябре 2022, однако содержимое и слайды актуальны для широкого круга лиц. В дальнейших публикациях я буду идти по ходу этой презентации и комментировать слайды текстом статей
С чего начать очередной виток спирали изучения английского?
Итак, вы решили изучать английский. В который раз? Чем вы были неудовлетворены в прошлой попытке? А в позапрошлой? Ответы на вопросы слайда и дополнительные позволят вам услышать именно себя и свои потребности вместо набора популярных пояснений целей и причин заниматься. Вы сможете увидеть свои собственные критерии выбора курса, преподавателя и направления приложения усилий. Я специально не употребляю словосочетание "уровень навыков" просто потому что навык состоит из определённого набора субнавыков, необходимых для решения конкретных задач коммуникации, которые у всех разные. Есть общие, конечно, наиболее распространённые, и они легли в основу сертификаций тестами на уровни навыков или диагностические тесты, однако даже в специальной документации для этих тестов границы уровней размыты и являются во многом условными. О типах сертификаций и тестов для разных целей - в следующих публикациях.
Что я умею в английском?
Тут важны именно вы и ваше мнение, подкреплённое конкретикой. Чаще всего люди говорят что-то вроде "только школа±институт" или "я ничего не знаю" или "я занимался ... лет с репетитором". Подобные ответы не дадут никому никаких значимых результатов. Прям вот возьмите и опишите: в каких ситуациях что вы можете сказать/написать, а где сомневаетесь или вообще не знаете как. Возможно, вы сможете описать для себя практические вопросы, которые вы недавно были способны решить с помощью английского. Например, "удачно написанное письмо контрагенту на прошлой неделе, но там были ошибки в..." или "в прошлом году удалось решить решить конфликт с туроператором/агентом в турпоездке/ресепшн в отеле или с авиакомпанией в аэропорту".
Какие задачи я умею решать с помощью английского?
Этот вопрос уже глубже. Ответ на него находится в числе основных факторов при оценке "уровня" владения английским. Вы можете в этом убедиться даже в поверхностной статье Википедии о шкале Общеевропейских компетенций (CEFR), котрая стоит за обозначениями уровней навыков, знакомых вам как A1, A2, B1, B2, C1 и C2. Опять же, необязательно сейчас на этом сильно акцентировать внимание, а стоит прям вот взять и описать что конкретно вы можете решать в языке без оглядки на чужие критерии.
Какие задачи я хочу научиться решать с помощью английского?
Тут вы уже подходите ближе к сути задачи. Как можно более детальное описание того, где, как и для чего вы будете использовать все 4 основных группы навыков (рецептивные чтение и восприятие на слух и продуктивные говорение и письмо). Ответ на этот вопрос позволит квалифицированному преподавателю определить именно те субнавыки, которые нужны именно вам для решения именно ваших задач. Они будут в определённой степени совпадать со стандартными из распространённых курсов, однако именно отличие делает ваш процесс обучения таким долгим и сложным. Вот эти отличия и стоит определить. Потому что подготовка к тестам навыков отличается от подготовки к диагностическим тестам и подготовки к ЕГЭ по английскому, а все они вместе будут уже очень сильно отличаться от задачи подготовки к экзамену по профессии на английском (например, английский для экзамена по управлению проектами или по финансам, или по конкретному продукту Adobe, или чего уж там - по прикладному анализу поведения). Это из практики примеры.
Каковы мои критерии?
Если вы затрудняетесь определить самостоятельно - опытный преподаватель вам поможет. Я сейчас не про критерий тарифа обучения, а о двух огромных группах: ваша ресурсоёмкость и критерии приёмки. То есть, вы сами должны определить баланс между тем количеством сил, которое вы готовы вложить в долгосрочной перспективе и описание того, чему вы хотите научиться и в какой степени это соответствует приемлемому для вас уровню сформированности навыка. То есть, например, если ваша задача научиться вести деловую переписку, то стоит заложить несколько часов в неделю самостоятельной работы (проверяемой преподавателем с обратной связью и коррекцией ошибок на занятии) на написание текстов вашей тематики. То есть, без домашних заданий можно, но дорого и долго. Или, например, вы хотите ориентироваться в турпоездке. В таком случае, вам с высокой долей вероятности будет достаточно стандартизованного курса английского для уровня А2 с расширениями для навыков, необходимым для решения задач туриста.
Фрагментированность запроса
Для второй цели из списка выше вам совершенно не нужна подготовка к IELTS/TOEFL/FCE и уж тем более курсы на основе видеороликов или современного сленга, идиом и прочих премудростей. В обратную сторону фрагментированность тоже работает: не стоит фокусироваться на фрагментах целого, если специалистом не запланировано и не организовано использование этих фрагментов в настоящем и будущем, системно и в разных группах навыков на заданиях разного уровня обработки языковой информации. Из опыта: огромное количество контента сфокусировано на неправильных глаголах, таблице времён предлогах и создаётся впечатление, что больше никто ничем не занимается, кроме этого. Хотя, с должным навыком вся таблица времён систематизируется и излагается с примерами, контрастами и в режиме контролируемой практики минут за 40 с одним студентом, что уж говорить о более мелких вопросах, не связанных со сложными концепциями и абстракциями вроде вопроса "наречие - это часть речи или функция в английском", категории модальности в её эволюционном разрезе с отсылками к временам за сотни лет до нас современных или логики английской пунктуации.
Каков мой предшествующий опыт изучения английского?
Просто опишите и расскажите преподавателю. Современные преподаватели, особенно сертифицированные хотя бы в ТКТ (Teacher Knowledge Test), не говоря уже о CELTA (Certificate of English Language Teaching to Adults) и выше осведомлены о существовании влияния предшествующего опыта изучения иностранного языка на текущий прогресс навыков и многие знают что делать с этой информацией, как её учитывать в построении образовательного маршрута клиента. Этот ответ не о том, что вам не нравилось в предыдущих преподавателях, а больше о том балансе целей и инструментов их достижения, о котором мы говорили выше.
Что и как нужно изменить в изучении английского?
Ответив на все предыдущие вопросы, вы сами сможете увидеть правильный ответ. Только учтите, что этот ответ должен предусматривать вашу личную ответственность. Я имею ввиду, что на негативность предшествующего опыта повлияло в большей степени отсутствие ответов на предыдущие вопросы, несформулированность целей, что и потянуло за собой несоответствующий выбор курса, преподавателя и прочих факторов достижения этой цели. Если в вашем ответе всё ещё встречаются слова "мотивация", "носитель", "погружение в среду" как необходимые факторы успеха в этот раз - выпейте чаю, прогуляйтесь по улице и вернитесь к ответам на предыдущие вопросы. Или прочитайте следующую статью о том, к чему может привести отказ обучаемого от ответственности за процесс обучения в разных его формах.
Меня научат английскому или я научусь?
Ваш подход к ответу на этот вопрос предопределяет ваш путь в изучении. Если "меня научат" - вы сбрасываете с себя всю ответственность за всё, начиная от целеполагания и заканчивая результатом. Если же "я научусь" - то вы на верном пути: вы берёте на себя ответственность за процесс изучения, контролируете его, идёте к цели, зная скорость, методы, критерии, факторы и ваше текущее место в процессе. Это значит, что вы можете прогнозировать сроки достижения целей. Словом, во втором случае вы ведёте себя как взрослый человек, ставящий цели, определяющий методы их достижения и критерии успеха. И вы неизбежно к нему придёте.