В фильме, основанном на книге Фернанды Мельчор, получившей премию, показана жестокость, вызванная "войной с наркотиками", начавшейся в 2006 году.
Группа детей находит в реке тело деревенской ведьмы с перерезанным горлом, обвитое змеями.
Сцена открытия "Сезона ураганов", нового фильма Netflix по книге мексиканской писательницы Фернанды Мельчор, погружает зрителя в тропическую, беззаконную, суеверную версию сельской местности Веракруса, родного штата Мельчор.
Мексика отличается редким для мирного времени уровнем насилия, а Веракрус, по некоторым оценкам, в 2023 г. станет штатом с наибольшим числом жертв злодеяний. Он также часто входит в число штатов с наибольшим количеством женских убийств. Фильм "Сезон ураганов" исследует генезис этого насилия, но его обвиняют в том, что он слишком близко подошел к грани misery porn с его изображением повседневного садизма.
История начинается с конца, с тела ведьмы, а затем возвращается в прошлое, накладываясь на точку зрения тех, кто находился на периферии преступления.
Мельчор, которая раньше работала журналисткой, нашла свое вдохновение, читая la nota roja - криминальные страницы.
"Я открыла газету и увидела историю об обнаружении трупа, который оказался деревенской ведьмой", - говорит Мельчор. "А потом - вторая статья, в которой говорилось, что найден убийца: любовник ведьмы. Он бросил ведьму, потом ведьма прокляла его девушку. Когда он понял это, то убил ее".
"Всю человеческую драму можно свести к криминальной истории", - добавила она. "Но в nota roja все рассказывается быстро. Нет ни социального, ни политического контекста. Поэтому я всегда думала, что буду писать nota roja в литературном ключе".
Сначала Мельчор планировала провести нехудожественное расследование в духе романа Трумена Капоте "Хладнокровно". Но она решила, что риск отправиться в деревню и задавать вопросы слишком велик.
"Было слишком жарко", - говорит Мельчор. "Поэтому я решила заняться художественной литературой и заполнить пробелы, которые должны были быть заполнены расследованием, своим воображением".
Книга была опубликована в 2017 году. Перевод Софи Хьюз вошел в шорт-лист Международной Букеровской премии 2020 года.
"В книге Фернанды меня привлекло то, что она представляет собой воображаемое пространство для понимания насилия и того, откуда оно берется", - говорит Эльза Миллер, адаптировавшая и снявшая киноверсию. "В книге есть сострадание ко всем. Нет осуждения. Даже к самым уродливым".
Мельчор считает, что фильм получился более мягким, более любящим, чем ее книга - это заявление может шокировать тех, кто видел только фильм. Некоторые сцены из книги так и не были сняты, отчасти из опасения, что в них будут заняты молодые актеры. "Книга действительно более отчаянная, более заброшенная, чем фильм", - говорит Мельчор.
Насилие, изображенное в "Сезоне ураганов", может быть экстремальным, но насилие как тема для литературы не является чем-то новым в Мексике. Мельчор говорит, что они всегда шли вместе: от писателей-основателей современной мексиканской литературы, появившихся после революции в начале XX века, до сегодняшнего дня, когда есть такие писатели, как она сама, Эмилиано Монхе, Луис Хорхе Буна и Антонио Ортуньо.
Насилие в Мексике резко возросло после начала милитаризованной "войны с наркотиками" в 2006 году и остается высоким в период правления президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, начавшийся в 2018 году. В 2022 году было убито более 30 тыс. человек - уже пятый год подряд.
"Я думаю, что для писателей вполне естественно сосредоточиться на этой ужасной реальности, в которой мы живем в Мексике", - сказал Мельчор. "После 15 лет этой войны - войны низкой интенсивности со всплесками ужасного насилия то там, то здесь - мы привыкли к ней. Сейчас об этом даже не пишут в новостях. Я не знаю, является ли это цензурой, или это просто перестало быть новостью".
Однако, по мнению некоторых критиков, зацикленность "Сезона ураганов" на насилии и несчастьях заходит слишком далеко. "Нам остаются анекдоты об убийствах, подростковой беременности, подпольных абортах, изнасилованиях, крови", - пишет Алонсо Диас де ла Вега. "Одержимость ужасами такова, что... [она] не позволяет нам увидеть ни одного сантиметра города, который не был бы упадочным".
Другой критик, Николас Руис Берруэкос, охарактеризовал фильм как "сафари за пуленепробиваемым окном".
Аналогичную дискуссию вызвала и книга, вышедшая шесть лет назад.
"Зачем снимать эту тьму? Это вопрос, который я задавал себе", - сказал Миллер. "Мы сняли фильм с желанием пересечь эту тьму. Что-то подобное разбивает линзы привилегий".
"Надеюсь, он разрушит привилегии тех, кто его посмотрит".