«Английский» период творчества
художника сэра Лоуренса Альма-Тадемы перечеркнул всё то, за что его картины любили на континенте. Ушла в небытие тяга к исторической достоверности и любовь к героическим сюжетам. Правдоподобные образы, исполненные то мрачноватого юмора, то глубокого и вдумчивого психологизма, уступили место конъюнктурной подаче. Сдержанные, благородные тона и тщательная проработка малых деталей сменились живописной лестью в адрес заказчиков, что предстают на «английских» полотнах Альма-Тадемы в образах римских патрициев и греческих героев. После потери любимой супруги и переезда на Туманный Альбион блистательный голландский художник превратился в типичного английского арт-бизнесмена Викторианской эпохи. Общий план, уход в затемнение, титры...
Лучше вернёмся в те времена
Мы же с Вами, дорогой читатель, не станем размениваться на подобные глупости. Лучше вернёмся в те времена, когда Лоуренс Тадема (Альма — псевдоним художника) являлся энтузиастом исторической живописи и археологии. Когда его замечательные многофигурные композиции ругали за «излишнюю любовь к подробностям», якобы мешающую раскрытию персонажей. А самим персонажам «доставалось» от критиков за то, что подчас ни один из них не годился на роль положительного героя. Из чего делался вывод, что всё полотно в целом «не служит возвышению человеческого духа». О времена...
🎯Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме 💕Обязательно посмотрите🤝👇
Непроходящая актуальность
В одном господа эксперты были совершенно правы: Тадема-историк превратил свою профессиональную наблюдательность в главное преимущество Тадемы-художника, умевшего сочетать точность изображения артефактов древности с остроумной, вольной трактовкой событий, описываемых в старинных легендах. Тогдашние академисты считали это явным минусом творчества живописца. Не подозревая, что именно такой подход обеспечит картинам мастера непроходящую актуальность. Сумеет превратить седые мифы в нестареющие жанровые зарисовки на вечные темы любви и корысти, доблести и предательства, отчаяния и надежды.
Картина «Фредегонда у одра епископа Претекстата»
как раз из числа таких полотен. Эпизод легенды о судьбе служанки, сумевшей стать королевой, оживает на полотне во всей красе своего трагизма и эстетики. Многочисленные достоверные детали помогают зрителю перешагнуть порог недоверия и воспринять сюжет если не как достоверно воспроизводящий, то уж точно недалеко отстоящий от правдивого изложения одной из ярчайших трагедий в истории государства Меровингов. Лишённый поучительного пафоса, зато до краев наполненный красноречивыми эмоциями героев.
В этой работе проявились лучшие черты авторского стиля Лоуренса Тадемы. В то время, как в нескольких десятках километров от его мастерской «свирепствовал» импрессионизм, — кисть голландского мастера давала шанс академической живописи угнаться за духом эпохи. Совместить основательность традиции с пафосом проживаемого момента. Шанс, который сам же художник благополучно упустил, променяв вдохновенный труд мастера исторической живописи на рыцарский титул и славословия из уст британской элиты. Штош©, бывает и так.
Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!