22 июня 1941 года началась беспримерная работа по спасению шедевров ленинградских музеев. Без отдыха трудились сотрудники Эрмитажа, Русского, Этнографического музеев и других учреждений культуры. Бесценные экспонаты готовились к эвакуации, прятались в безопасные места. Но это были шедевры, которые можно было погрузить на машины, в железнодорожные составы. А как поступить с монументальными произведениями искусства, из которых по преимуществу и состоял город?
Купола под маскировкой
Уже на следующий день после начала войны в Ленгорисполкоме приступили к разработке плана по защите и сохранению зданий, монументальной и декоративной скульптуры. 1 июля план был готов. Все объекты разделили на три группы. Самыми сложными объектами были купола и шпили соборов, именно они могли стать ориентирами для немецких артиллеристов и лётчиков вражеской авиации. Бригады альпинистов с риском для жизни в короткие сроки закрасили золотые купола известных соборов. Шпили Адмиралтейства, Михайловского замка и Никольского собора «украсили» маскировочными чехлами.
Купол Исаакиевского собора покрасили маскировочной краской одним из первых в городе, но несмотря на это собор получил значительные повреждения от бомбардировок и артобстрелов. Остались выбоины на наружной мраморной облицовке, осколки в нескольких местах пробили кровлю, пострадали колонны северного портика. В 1943 году были выбита часть стёкол уникального витража.
Маскировочными чехлами были скрыты правительственные здания, в том числе и Смольный. Вместо привычных ориентиров в прицелах немецких пилотов и артиллеристов обозначались сады и скверы.
Отдельную группу объектов составляли крупные монументы. Их было решено закрыть мешками с песком и деревянными щитами. Так, за несколько дней исчезли с глаз горожан Медный всадник, памятник Николаю I, монумент Ленину у Финляндского вокзала, памятник Крылову и порфировая ваза в Летнем саду.
А вот кони Клодта с Аничкова моста пережили блокадные дни в специальном бомбоубежище. Их аккуратно сняли с постаментов, на специальных катках передвинули в сад Аничкова дворца, где они простояли в ямах, прикрытые навесом. Монумент Петру I у Михайловского замка был поставлен в траншею и накрыт толем.
Раненый ангел
К началу блокады практически все маскировочные и защитные работы были завершены. До конца не успели закрыть Александровскую колонну и в результате установленный на вершине ангел получил «осколочное ранение», а уже после снятия блокады осколок был извлечён из изображения шлема Александра Невского.
Не были замаскированы памятники Пушкину, Кутузову, Барклаю де Толли и статуя Суворова на Марсовом поле. Ленинградцы считали, что пока статуя Пушкина не повреждена, ничто не угрожает их улице. Памятники полководцам, оставшись на своих местах, поднимали боевой дух жителей блокадного города.
С изгнанием захватчиков памятники вернулись на свои исторические места. С соборов, шпилей и крупных скульптур были сняты защитные покровы. Для ленинградцев это стало символом того, что ужасы блокады остались позади.