Глубоко в недрах ледяной горы на острове за Полярным кругом между Норвегией и Северным полюсом лежит ресурс, имеющий жизненно важное значение для будущего человечества. Это не уголь, нефть или драгоценные минералы, а семена.
Миллионы этих крошечных коричневых пятнышек из более чем 930 000 разновидностей продовольственных культур хранятся в Глобальном семенном хранилище на Шпицбергене, части норвежского архипелага Шпицберген. По сути, это огромный сейф, в котором хранится крупнейшая в мире коллекция сельскохозяйственного биоразнообразия. «Внутри этого здания хранится 13 000 лет сельскохозяйственной истории», — говорит Брайан Лейнофф, ведущий координатор партнерских отношений Crop Trust, который управляет хранилищем, открывая огромную стальную дверь, ведущую внутрь горы.
Трудно найти место более отдаленное, чем ледяная пустыня Шпицбергена. Это самый дальний север, куда можно полететь коммерческой авиакомпанией, и, если не считать близлежащего города Лонгйирбюен, это огромное белое пространство замерзшей пустоты.
Глобальное хранилище семян было названо хранилищем «судного дня», что вызывает в воображении образ запаса семян для использования в случае апокалиптического события или глобальной катастрофы. Но хранилище было спроектировано для защиты от гораздо меньших, локализованных разрушений и угроз, с которыми сталкиваются генные банки по всему миру — и именно поэтому хранилище было открыто в феврале, когда его посетил журнал TIME.
В этом случае образцы из Индии, Пакистана и Мексики были сданы на хранение вместе с семенами из Сирии, многие из граждан которой переживают собственный апокалипсис. «Каждый день в мире происходят большие и маленькие судные дни. Генетический материал теряется по всему миру», — говорит Мари Хага, исполнительный директор Crop Trust. Прошедшая зима дала генному банку шанс восстановить баланс. Рядом со входом в объект, прямоугольным бетонным клином, резко выступающим на фоне заснеженного ландшафта, прозвище Судного Дня кажется пугающе уместным. Именно из-за своей удаленности местом расположения хранилища был выбран Шпицберген. «Это вдали от мест на земле, где есть война и террор, все, чего вы, возможно, боитесь в других местах. Оно расположено в безопасном месте», — говорит Бенте Наевердал, управляющая недвижимостью, которая контролирует повседневную работу хранилища. Его единственным соседом является аналогичное хранилище, похороненное вдали от мировых опасностей: 27 марта в глубине близлежащей шахты открылся Арктический всемирный архив, целью которого является сохранение данных для мировых правительств и частных учреждений.
Вход ведет в небольшую, похожую на туннель комнату, наполненную громким жужжанием систем электричества и охлаждения, необходимых для поддержания постоянной температуры внутри хранилища. За одной дверью находится широкий бетонный туннель, освещенный полосами освещения, ведущий на 430 футов (131 м) вниз в гору. В конце этого коридора находится камера — дополнительный уровень безопасности для защиты хранилищ, содержащих семена.
Есть три хранилищаведущий из камеры, но в настоящее время используется только один, а его дверь покрыта толстым слоем льда, что намекает на минусовую температуру внутри. Здесь семена хранятся в серебряных пакетах в вакуумной упаковке и в пробирках в больших коробках, которые аккуратно сложены на полках от пола до потолка. Они имеют очень небольшую денежную ценность, но в коробках потенциально содержатся ключи к будущему глобальной продовольственной безопасности. За последние 50 лет методы ведения сельского хозяйства резко изменились: технологические достижения позволили крупномасштабное производство сельскохозяйственных культур. Но хотя урожайность сельскохозяйственных культур выросла, биоразнообразие сократилось до такой степени, что сейчас только около 30 культур обеспечивают 95% потребностей человека в продовольствии и энергии. Например, только 10% сортов риса, которые Китай использовал в 1950-х годах, до сих пор используются. С 1900-х годов США потеряли более 90% своих сортов фруктов и овощей. Эта монокультурная природа сельского хозяйства делает запасы продовольствия более уязвимыми к таким угрозам, как болезни и засуха.
Семена, лежащие в глубокой заморозке хранилища, включают дикие и старые сорта, многие из которых больше не используются повсеместно. И многие из них не существуют за пределами коллекций семян, из которых они были получены. Но генетическое разнообразие, содержащееся в хранилище, может обеспечить черты ДНК, необходимые для разработки новых штаммов для решения любых проблем, с которыми мир или конкретный регион столкнутся в будущем. Один из 200 000 сортов риса в хранилище может обладать чертой, необходимой для адаптации. например, при более высоких температурах или для того, чтобы обрести устойчивость к новым вредителям или болезням. Это особенно важно в условиях проблем изменения климата. «Немногие думают, что разнообразие сельскохозяйственных культур имеет столь фундаментальное значение, но это так. Это почти так же важно, как вода и воздух», — говорит Хага. «Семена вообще являются основой всего. Не только то, что мы едим, но и то, что мы носим, природа вокруг нас».
Во всем мире существует около 1700 версий хранилища, называемых банками генов. Эта глобальная сеть собирает, сохраняет и распространяет семена для дальнейших сельскохозяйственных исследований и выведения новых сортов. Хранилище на Шпицбергене было открыто в 2008 году и фактически служило резервным хранилищем для всех этих сотен тысяч сортов. Идея была задумана в 1980-х годах Кэри Фаулером, бывшим исполнительным директором Crop Trust, но начала воплощаться в реальность только после того, как в 2001 году был подписан Международный договор по семенам, согласованный ООН. Строительство финансировалось норвежским правительством, которое управляет хранилище в партнерстве с Crop Trust. Цель состоит в том, чтобы найти и разместить копию каждого уникального семени, существующего в глобальных генных банках; скоро хранилище освободит место для своего миллионного сорта. Он также работает в тандеме с этими генными банками, когда их материал потерян или уничтожен. В конце одного из длинных рядов семян внутри хранилища только что был заполнен большой символический пробел. Черные ящики там выглядят как все остальные в хранилище, но им пришлось пройти долгий путь. Международный центр сельскохозяйственных исследований в засушливых регионах (ИКАРДА) — это глобальная сельскохозяйственная исследовательская организация, которая базировалась в Сирии, но была вынуждена покинуть свою штаб-квартиру недалеко от Алеппо из-за гражданской войны. Организация эвакуировала свой международный персонал в 2012 году, но некоторые сирийские исследователи остались, чтобы спасти оборудование и даже животных. Но по мере того, как боевые действия усиливались, они были вынуждены оставить после себя свой генный банк, одну из самых ценных в мире коллекций семян, содержащую некоторые из старейших сортов пшеницы и ячменя. ИКАРДА восстановила свою штаб-квартиру в Марокко и Ливане и возобновила работу банка генов в 2015 году, используя семена из хранилища на Шпицбергене — это был первый в истории вывод оттуда генного банка. Пробужденные от ледяного сна семена были посажены в ливанской долине Бекаа и в Марокко, а их потомство было тщательно собрано и обработано, чтобы вернуться в хранилище. В конце февраля ИКАРДА вернула вывезенные сорта семян. «Эти семена прошли полный круг», — объясняет Лайнофф.
Генный банк в Алеппо был не первым, кому угрожала война. Банки генов в Афганистане и Ираке были уничтожены вместе с генетическим материалом, который не был сохранен на Шпицбергене. Но не только вооруженные конфликты угрожают этим ценным ресурсам. Некоторые из них пострадали от стихийных бедствий, как, например, Филиппинский национальный банк генов, который был поврежден наводнением в результате тайфуна, а затем и пожаром. Но нехватка ресурсов, вероятно, является самой большой угрозой, с которой сталкиваются мировые банки генов.
Из-за крайне недостаточного финансирования многим из них не хватает ресурсов для надлежащего хранения или защиты имеющихся у них семян. В настоящее время Crop Trust собирает деньги в благотворительный фонд, чтобы гарантировать, что 1700 генных банков мира смогут продолжать выступать в качестве гарантов глобального биоразнообразия. Вам не нужно далеко ходить, чтобы обнаружить, на какие жертвы пришлось пойти, чтобы сохранить эти ядра размножения в безопасности. Одно из наиболее исторически значимых месторождений семян внутри хранилища происходит из коллекции Санкт-Петербургского научно-исследовательского института имени Вавилова, которая происходит из одной из первых коллекций в мире. Во время блокады Ленинграда около дюжины ученых забаррикадировались в помещении с семенами, чтобы защитить их от голодных горожан и окружающей немецкой армии.
Осада затянулась, и некоторые из них в конце концов умерли от голода. Несмотря на то, что они были окружены семенами и растительным материалом, они упорно отказывались спастись, поедая что-либо из этого, настолько была их убежденность в важности семян для помощи в восстановлении России после войны и для защиты будущего человечества. Сообщается, что один из ученых, Дмитрий Иванов, умер, окруженный мешками с рисом.
В эпоху повышенной геополитической напряженности и неопределенности хранилище Шпицбергена является необычным и обнадеживающим примером международного сотрудничества на благо человечества. Любая организация или страна может отправить туда семена, и здесь нет никаких ограничений из-за политики или требований дипломатии. Красные деревянные ящики из Северной Кореи соседствуют с черными ящиками из США. На следующем проходе коробки с семенами из России стоят поверх семян из Украины. «Семян не волнует, что в одном и том же ряду есть семена из Северной Кореи и из Южной Кореи», — говорит Лайнофф. «Там холодно и безопасно, и это все, что действительно имеет значение».