Под 862 годом Повесть временных лет (далее – ПВЛ) сообщает, что славянские (ильменские словене и кривичи) и финно-угорские племена (чудь, меря, весь) пригласили на княжение «из-за моря» варягов – Рюрика и его братьев – Синеуса и Трувора. Это событие до сих пор не дает покоя историкам. Главный предмет спора – кем были по этническому происхождению заморские правители: скандинавами или все-таки славянами?
Сама постановка вопроса объясняется тем, что летопись ничего прямо об этом не говорит. Более того, разные редакции и списки ПВЛ дают большой простор для всевозможных интерпретаций, откуда пришли варяги в Новгородскую землю – из Скандинавии или с побережья Южной Балтики, где жили славяне?
В исторической науке прочно утвердилась первая версия: большинство исследователей утверждает, что Рюрик, Синеус и Трувор – скандинавские дружинники – скорее всего, выходцы из Швеции. Сторонники этой теории (норманисты) указывают, что многие древнерусские исторические источники называют «варягами» представителей скандинавских народов. Их противники (антинорманисты) утверждают, что славянские племена Новгородской земли не доверили бы иноземным князьям власть и поэтому обратились к соплеменникам – южнобалтийским славянам.
Значение вопроса
Почему варяжский вопрос так важен в исторической науке? Дело в том, что его решение упирается ни много ни мало, как в происхождение и развитие Русского государства. Рюрик основал династию, которая правила нашей страной больше 700 лет! Загадочные варяги в первое время существования Руси образовали верхний правящий слой, строили города, оказали большое влияние на общественный уклад молодого государства. Поэтому неудивительно, что вопрос о том, «откуда пошла Русская земля», имеет принципиальное идеологическое значение, особенно, – в контексте нездоровых отношений России и Запада.
Впервые о варягах-шведах на Руси заговорил шведский историк Петр Петрей. И сделал он это в начале 17 века – то есть в Смутное время, когда Швеция пыталась завоевать Новгород. В такой обстановке версия о том, что Рюрик был шведом, пришлась к месту и ко времени. К сожалению, у Петрея нашлось множество подражателей, которые в угоду политической конъюнктуре выводили Рюрика, Синеуса и Трувора из Скандинавии.
Так что эта проблема, несмотря на свою давность, вновь и вновь дает о себе знать. Ведь она напрямую связана с наболевшим вопросом о соотношении путей развития России и Западной Европы. Многие норманисты совершенно искренно считали наших предков – восточных славян – народом, неспособным к созданию своего государства. И это при том, что многочисленные археологические данные доказывают, что до 862 года Новгородская земля была развитой для своего времени областью.
Аргументы норманской теории
Как же норманисты доказывают скандинавское происхождение варягов? Выше говорилось, что древнерусские летописи под «варягами» понимают представителей скандинавских народов – шведов и норвежцев. Норманисты утверждают, что имена первых варяжских князей (Рюрик, Олег, Игорь) – скандинавского происхождения
Сторонники норманской теории находят следы скандинавского влияния в древнейших исторических источниках – в «Русской Правде» и в «Слове о полку Игореве». А некоторые даже проводят параллели между старинными былинами и героическим эпосом скандинавов, усматривая связь между древнерусским витязем и воинственным викингом.
Огромное значение для норманской теории имеют данные археологии. В древних русских городах, в том числе, – в Новгороде найдены предметы скандинавского происхождения (орудия труда, предметы быта, украшения). Причем ученые фиксируют интенсификацию скандинавских артефактов во второй половине 9 века, когда как раз произошло призвание варягов на Русь.
Контраргументы антинорманистов
Что же противопоставляют им антинорманисты – сторонники славянского происхождения Рюрика и его братьев? Опять-таки археологические данные. Ученые нашли в древнерусских городах (в том числе, – во все том же Новгороде) немало артефактов с Южной Балтики (где жили поморские и полабские славяне), в первую очередь, – керамических изделий.
Некоторые антинорманисты обращают внимание на фрагмент ПВЛ, в котором в одном ряду упомянуты варяги, славяне и русь (в смысле народа) и на этом основании отождествляют варягов со славянами. Что касается имени Рюрик, то часть противников норманистов отмечает, что оно могло происходить от слова «Ререк», которое встречалось у славянского племени ободритов.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что варяжский вопрос неисчерпаем и вряд ли когда-нибудь будет решен. В данном случае проблема в другом: следует ли считать норманскую теорию непатриотичной, а антинорманизм отождествлять с патриотизмом?
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))