Какое голубое, безоблачное небо! Какая тишина кругом, словно не было никакого боя, просто приснился ужасный сон.
Воздух пропах гарью, раскаленным железом и паленым мясом. Иван лежал в окопе, смотрел на небо и совсем забыл, что его нога лежит на погибшем товарище, а рука обнимает шею давно переставшего кричать от боли бойца..
Иван хотел повернуть голову,но боль во всем теле запретила делать малейшие движения и приказала не шевелиться. Вспомнив, где он, зачем он здесь, кто рядом, Иван заскрипел зубами, собрал все силы в кулак и постарался выползти из окопа .
Окинув поле боя, не то чтобы ужаснулся, он затрепетал всем побитым, израненным телом. Дрожь от страха, от жалости, от бессилия стала отбивать чечетку яростно, грубо, властно и, как будто захватила все тело в плен, начала безжалостно трепать, рвать на куски .
Сколько пролежал Иван , он не помнил. Ближе к вечеру услышал громкие, умоляющие слова санитаров;
-Ну, миленькие мои, ну родненькие, ну не всех же вас поубивало, ну хоть застоните, ну хоть покричите, позовите на помощь, ну не лежите как мертвые.
Иван попытался встать, но боль, словно кинжалом, вонзилась в кость ноги: «Я наверное из немногих, кто уцелел в этом окопе, все ребята полегли".
Сказав, Иван потерял сознание.
В госпитале в кармане гимнастерки няня нашла письмо для какой-то Полины.Долго вспоминал Иван откуда оно, кто эта девушка?
Постепенно память вернулась в действительность и в события, связанные с этим письмом.
Александр писал несколько посланий для Полины и, раздавая друзьям, говорил :,
- Смерть может проворнее письма быть, кто знает, из чьих рук Полина его получит. Я сон видел, что этот бой будет моим последним, но я не боюсь смерти. Умереть - так героем, а бой сами знаете какой будет, если у них по десять танков на наш один,то представляете,что нас ждёт. Любая жизнь струсит, убежит,а мы и мёртвые врагам дорогу перегородим. Смерть не страшна, страшны думы о ней., - сам себя успокаивал солдат.
Иван отругал Александра за панический разговор и все же взял письмо. Перед боем Александр со всеми попращался и, смахнув слезу, улыбаясь, сказал:
-Нет войны без потерь, но так как мы победим, то значит, воевал я не зря.
Иван от воспоминаний застонал, слезы катились по щеке не из-за боли, а из-за жалости к Александру.
Врач ему сказал, что рубашка то, в которой он родился, только в трех местах расшилась. Так как тут портные знатные, то через пару месяцев жених будет на ходу.
Всю боль Иван терпел молча. Кругом без ног, без рук, с перевязанными головами, а то ещё страшнее - ослепшие солдаты выносили с героизмом ужасающие боли.
Иван считал себя счастливчиком, потому как ранения в ногу, руку, в плечо считал царапинами.
Действительно, через два месяца можно и в строй. Но его комиссовали, так как считали, что немцев он не догонит, они уже под Берлином, а работы в совхозе полным полно и его руки необходимы в любом деле.
Адрес письма Иван выучил наизусть. Брянская область, соседка его области. Решил сам отдать письмо в руки.
С Александром воевал рядышком около года. Он Ивану казался каким то робким, очень стеснительным.
Боялся попросить махорки, кипяточку, несчастного листка бумаги для письма. Вечно извинялся, постоянно боялся обидеть. Любил читать стихи, поэмы. Мог бесконечно филосовствовать. Хотя были они одногодки, Иван считал его младшим братом. Уж очень он его полюбил. Поэтому ему очень хотелось поговорить с Полиной об Александре, о его героизме.
Иван хотел прикоснуться к тому, к чему прикосался его друг. Побыть там, где жил умнейший, добрейший, любящий паренёк.
Село встретило пустыми глазницами домов, сгорившими домами. Печки стояли с открытыми ртами, как будто хотели поведать о том, что вытворяли фашисты с их хозяивами, за то, что жители были партизанами.
Навстречу Ивану бежала маленькая девочка, поближе оказалась, что это девушка. Почтальонка. Она и рассказала о семье Полины и о семье Александра.
Полина из зажиточной семьи. Родители были строгими, экономными, работящими - не позволяющими сидеть без дела. Не любители они были ходить по гостям и привечать у себя. Когда обращались за подаянием к ним нищие, то для них был приготовлен ответ: «Бог подаст»
Замка на дверь не вешали, но все знали, что дверь для людей закрыта. Дочка росла красавицей. Но её парни обходили стороной. Они знали, что попади в эту семью, то хомута и хлыста не миновать.
Все старались к этой семье не касаться ни за советом, ни за помощью. А была ещё семья, тоже выбивалась из села своей таинственностью. Это бабка повитуха с мужем-лесником.
Они воспитывали внука. Как вольная птица рос мальчишка. Жили они на хуторе, недалеко от села. В селе жили их друзья, и Александр постоянно прибегал к ним поиграть, а когда подрос, то помогал по хозяйству пахать , сеять, скирдовать сено.
Любая работа была ему по плечу. В каждой семье детишки, благодаря золотым рукам Марии, увидели жизнь.
А вот мама Полины второго понесла и потеряла. Была она молчаливой, робкой. От работы белого света не видела. Муж её никогда не бил, но если что не по нему, то от одного взгляда из рук жены от страха все падало.
А ещё он был любителем брать лицо жены в свои ладони и смотреть пристально злющими глазами в её глаза, при этом скрипеть зубами.
Поэтому беременная Арина , боясь разгневать мужа, бралась за любой труд, себя нисколько не жалея.
Повитуха больше суток просидела у ног роженицы. Замотанный пуповиной мальчик задохнулся в утробе матери, умер до первого вскрика.
Сама мама еле выжила, да она и не хотела жить. Никифор вытолкнул из дома повитуху с проклятиями и угрозами.
Многих детишек, мамочек спасла от смерти баба Мария, хотя не была всемогущей, но бог наделил даром врачевания. Все ей руки целовали, задаривали,благодарили.
Один только Никифор готов был её и свою жену, которая не сберегла желанного сына, убить. Они стали врагами. Мария, которая на свет помогала появляться деткам, и Никифор, готовый всех от зависти, от зла, отправить на тот свет.
Красавице, умелице, скромнице по большим праздникам разрешалось убегать на пляски. Вот там Александр и приметил Полину. Своим весёлым нравом, добрым взглядом, простотой в общении приворожил Полину. Она так плясала, так кружилась, словно птица взмахивала крылом,хотела улететь от страха, унижения, угнетения на свободу. Александр влюбился в один миг.
Провожая Полину до дома, рассказал о своей жизни, о своей семье. Рассказывал с такой любовью, с такой интонацией, с таким трепетом, что Полине стало неловко отвечать на вопросы об отце.
Мама Саши умерла при родах, бабушка с дедушкой заменили родителей Александру и вложили в него всю душу, всю свою силу. Украдкой встречались без ума влюбленные.
Любили они друг друга самой сильной любовью, преданной, безкорыстной. Скрывала Полина от отца свою любовь долго.
Но однажды не выдержала и все рассказала родителям о своём женихе. Тишина нависла, как коршун над птенцом. Полина вся сьежилась, увидев сжатые кулаки отца и закрытые от страха глаза матери. Но как будто вся любовь громким, бесприпятственным голосом крикнула: «Или он или петля, но замуж я за твоего Федора не пойду»
Через две недели началась война. Александр первым ушёл на фронт. Дедушка с бабушкой всю войну помогали партизанам. Полина тайком навещала их.
Поздно вечером заметил ее Фёдор, когда она шла, крадучись, из леса. Ранее отверженный жених ещё раз сделал ей предложение.
Получив отказ, озлобленный Фёдор донёс фрицам, и Полина была повешена как партизанка. Всех жителей выгнали из домов посмотреть на казнь Полины.
Люди падали на колени перед палачами и полицаями, умоляли, но это только фашистов взбодрило.
Родители Полины умерли скоропостижно. Слух прошёл по селу, что якобы отравил жену, а потом и себя Никифор. Вера, подруга Полины, отвечала на Сашины письма сама.
Она не могла написать о смерти его невесты. Все знали, как Саша любил Полину, как её боготворил, как он забрасывал подснежниками, ландышами, полевыми цветами за высоким забором Полинкины тропинки. Отец топтал цветы ногами и все слышали крики, угрозы. Вера каялась перед богом за свой грех, но считала, что так будет лучше для Александра. Кругом кровь, смерть, разруха , и светлая, чистая, красивая Полинкина любовь.
Ну, что ещё, как ни любовные письма от невесты придадут силы, смелости, желания выжить и победить врага.
Вера думала, что если не убьют на фронте Александра, то она ему все объяснит, будет вымаливать прощения, стоя перед ним на коленях.
Но, узнав от Ивана, что Сашка погиб, вымаливать прощения стала перед Иваном. Слезы мешали ей говорить ясно, чётко, до Ивана доходили клокочущие отрывки из самой глубины Веркиной души,ничего не мог разобрать Иван, одно понял всей душой, разумом, сердцем, что пока есть такие люди, как Вера, что пока есть такая любовь, как Полины и Александра, то никакой враг не страшен.Пусть они погибли, но их любовь не погибнет никогда.
Наталья Артамонова