Найти в Дзене
Мама студента

Как младшая сестра царя почти год на Кубани жила! Ольга Александровна Романова

В маленькой кубанской станице почти год тайно жила сестра последнего русского императора - Ольга Романова. Она младше Николая II на 14 лет и была самым младшим ребенком в семье, родилась в 1882 году.

Она была талантливой художницей, благотворительницей и просто счастливой женой во втором браке с простым офицером, Николаем Александровичем Куликовским.

И вряд ли она вообще подозревала, что есть на Кубанской земле небольшая станица НовоминскАя (ударение на последний слог), где почти год она будет укрываться с семьей в лихое революционное время.

-3

В тяжелый 1918 год Ольга с мужем и родственниками находились в Крыму. Там же была и ее мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна со своим верным телохранителем, кубанским казаком Тимофеем Ящиком.

Тимофей Ксенофонтович Ящик, Царский телохранитель
Тимофей Ксенофонтович Ящик, Царский телохранитель

Тимофей Ящик попал в Собственный конвой Николая II еще в 1904 году. Синеглазый черноволосый красавец под два метра ростом приглянулся императору, который сделал его своим телохранителем. Когда в стране начались волнения, царь стал подыскивать охранника для Марии Федоровны. Он вспомнил о Тимофее. Так казак стал телохранителем вдовствующей императрицы.

  • В своих дневниках Ящик вспоминает: "Когда я явился к вдовствующей императрице, она приняла меня с некоторой опаской. "Посмотри на себя - на что ты похож!" - сказала она. - Царь рассказывал мне, что ты - казак лейб-гвардии с длинной окладистой бородой, хорошо причесанный, а ты почти совсем лысый". Я хорошо знал, что выглядел страшновато, но на фронте невозможно избавиться от насекомых, если у тебя длинная борода и волосы, поэтому я остригся наголо и полностью сбрил бороду. Я хорошо понимал, что моя наружность разочаровала императрицу, поскольку царь отрекомендовал меня как наиболее подходящего для службы из 300 человек. Я извинился перед императрицей за свою наружность и пообещал сделать все, что в моих силах, для ее улучшения. Тут императрица улыбнулась и приветствовала меня".

С того дня и до самой кончины Марии Федоровны в 1928 году казак практически не отходил от нее, держал при себе заряженный наган. После отречения царя в 1917-м отправился с ней в Крым.

Неожиданный поворот в судьбе

В 1919 году, когда ситуация обострилась, царевна Ольга Александровна с мужем детьми и горничной решила поехать в ставку Деникина в Ростове-на-Дону, чтобы попросить убежище. Ростов встретил их неприветливо. Деникин отказался встретиться с Великой княгиней.

- Мы рассчитывали, что он проявит к нам сочувствие, но он не захотел сделать этого. Генерал прислал к нам ординарца, который сообщил нам, что в Ростове мы не нужны, свидетельствовала она.

Тогда Тимофей Ящик предложил им поехать к нему в станицу Hовоминскую, что в Екатеринодарском крае. Там его семья позаботится о Великой княгине и ее спутниках. Из Ростова они уехали на поезде, потом пересели на подводу, а конечной цели достигли пешком.

акварели сестры Императора.
акварели сестры Императора.

После Ростова и иных городов Hовоминская показалась им раем. Они смогли там снять хату, а одна крестьянка согласилась приходить и помогать по хозяйству. Спустя месяца полтора после приезда в станицу Великая княгиня родила второго сына Гурия. Врачей в округе не было, и роды принимала какая-то крестьянская женщина.

  • Они появились тайно, ночью, вместе с мужем, полуторагодовалым сыном Тихоном и горничной. Даже в ЧК не подозревали, что Ольга тут жила. Да и для многих станичников подобная новость стала откровением, когда в местной газете вышли дневники Тимофея Ящика. Скорее всего, и его жена Марфа не знала, что приехала сама царевна. Да и женщина, принимавшая в апреле роды у великой княгини, вряд ли догадывалась о чем-нибудь.
Примерно в такой хатке жила царственная семья. Акварели Великой Княгини Ольги Романовой
Примерно в такой хатке жила царственная семья. Акварели Великой Княгини Ольги Романовой

Тимофей вернулся к государыне в Крым, а Ольга Александровна жила в станице как простая крестьянка. Для Ольги и ее мужа лето прошло в приятных заботах. Она научилась трудиться на огороде, обрабатывать землю и полоть, молоть кукурузу, купленную у соседа-станичника. Она пекла хлеб, стирала одежду, какая у них сохранилась, кормила грудью новорожденного сына Гурия и ухаживала за старшим Тихоном. Часто ходила босая. В общем мало чем отличалась от обычных станичников.

  • Второго сына Гурия крестили в местном Свято-Покровском храме, разрушенном в 1935 году. Сейчас на этом месте в Новоминской находится памятный камень.

Муж работал в соседнем хозяйстве и заработную плату получал продуктами или вещами. Hи голода, ни жажды они не испытывали, спокойно растили сыновей и обсуждали новости о победах и неудачах генерала Деникина.

Ольга с сыном в Новоминской. фото из открытых источников.
Ольга с сыном в Новоминской. фото из открытых источников.
  • Народная память сохранила весьма скудные и очень искаженные воспоминания о пребывании великой княгини, которая прожила в Новоминской с февраля по ноябрь 1919 года. Одна из дочерей Тимофея, Анна вспоминала: "Старшая сестра Анастасия однажды похвасталась, что нянчила сына княгини Ольги. Но мы ей не верили. Хотя в станице шепотом балакали: мол, у кого-то живет царица. Но - где и правда ли это - никто толком не знал. Думали, болтают просто". Среди селян ходили легенды, будто в Новоминскую приезжала и сама Мария Федоровна.

Когда Деникин потерпел поражение и начал отступать, перебравшаяся к тому времени в Данию Мария Федоровна послала Ящика забрать дочь с семьей. Холодной ноябрьской ночью в хату, в которой жила чета Куликовских, прискакали четыре казака из соседнего гарнизона. Они сообщили, что передовые отряды красных появились неподалеку от Hовоминской. Времени нельзя было терять. Супруги закутали своих сыновей, захватили скарб, какой смогли унести, и в сопровождении горничной Мимки бежали из станицы.

  • Тогда же Тимофей в последний раз встретился с женой Марфой и братьями, причем оставил им свой дневник. В 1922 году на Кубани бесчинствовали различные вооруженные группы, в одну из которых попали и два брата Марфы. А женщину почему-то обвинили в укрывательстве бандитов и расстреляли. Узнал об этом он только в 1924 году - в его новых дневниках появляются тревожные настроения. Видимо, когда трагическое известие подтвердилось, решил снова жениться - уже на датчанке. Посаженой матерью на свадьбе стала императрица, которая благословила брак. До 1928 года казак продолжал служить при государыне. Когда та умерла, приобрел бакалейную лавку и стал коммерсантом. Детей в новом браке не заимел. Тимофей умер в 1946 году и похоронен в Дании на русском кладбище.

Время лишений

Следующие два месяца были периодом неописуемых лишений, опасностей и испытаний, потребовавших от них, по существу, спартанской стойкости. Четыре казака, рискуя собственной жизнью, сопутствовали семье Великой княгини, бежавшей к Черноморскому побережью. Была зима, ночевать нередко приходилось в заброшенных амбарах и, заглядывая в осунувшееся личико младенца, Ольга задумывалась над тем, сумеет ли он выжить.

Однажды беглецам удалось сесть в поезд, но, узнав, что следующая станция в руках красных, верные казаки на ходу высадили из поезда Великую княгиню и ее малолетних сыновей. По стылому полю они добрались до деревни, чтобы оттуда добраться до Ростова. И все время рядом с ними был верный казак Тимофей.

с мужем
с мужем

Круговорот истории

В 2003 году в Новоминскую к внучатому племяннику царского телохранителя, Григорию Яковлевичу Ящику, приезжала Ольга Николаевна Романова-Куликовская, жена Тихона (сына великой княгини Ольги). Муж завещал ей поклониться станице Новоминской, где их спас простой кубанский казак Тимофей Ящик.

потомки Ольги Александровны Романовой
потомки Ольги Александровны Романовой

По инициативе родственников Т.Ящика и редактора станичной газеты "Кировец" на том месте, где когда-то жила семья Тимофея Ксенофонтовича Ящика, установили стелу с акварелями Ольги, сестры последнего русского императора. После того, как его родственников не стало, дом пришел в упадок и разрушился.

акварель  Ольги Александровны Романовой
акварель Ольги Александровны Романовой

Спустя годы на пустыре построился уже другой человек, с вполне говорящей фамилией - Казаковы. Теперь они следят за монументом, протирают его после дождей, а глава семьи не прочь поговорить со станичниками об истории.