Во время Второй Мировой Войны в СССР не было производства тяжелых грузовиков. Самой большой грузоподъемностью на тот момент обладал ЗИС-5 - 3000 кг при снаряженной в 3075 кг. В 1944 году на Ярославском заводе создали собрали первый прототип 7-ми тонного грузовика, получивший название ОК-200 (Опытная конструкция). Что бы сократить время на разработку было принято решение позаимствовать кабину и передние крылья от американского Mack серии L. Однако на ОК-200 были установлены капот аллигаторного типа (открывался в верх, у Mack открывались боковины) и собственная облицовка радиатора.
Серийный выпуск ЯАЗ-200 был начат в 1947 году. Грузовик обладал грузоподъемностью в 7000 кг при собственной массе в 6500 кг и по этому показателю превосходил все выпускавшиеся в то время советские грузовики. В течении нескольких следующих лет ЯАЗ выпускался с деревянной кабиной, так как делать цельнометаллическую кабину было дорого, а стране были нужны дешевые автомобили.
Так же в 1947 году выпустили первую партию дизельных двигателей ЯАЗ-204. Он являлся копией американского GMC-4-71 созданного в 1938 году. Это был двухтактный четырехцилиндровый дизель объемом 4,65 л и мощностью 110 л.с. при 2200 об/мин. Однако из-за того что оборудование для его выпуска приходилось закупать в штатах массовое производство началось только в 1949 году.
В первые для советских автомобилей коробка передач была пятиступенчатой. Четвертая передача была прямой, а пятая - повышающей. Все передачи кроме первой были с синхронизаторами.
Раму для ЯАЗ-200 собирали из стандартных швеллеров с помощью сварки и клепки. Советские конструкторы учитывали условия эксплуатации гурзовиков, разбитые грунтовые дороги и загрузка грузовика до предела, и в связи с этим в сравнении с американским Mack рама у ярославского грузовика была массивнее.
ЯАЗ-200 стал первым серийным советским грузовиком на котором была установлена пневматическая система тормозов. Подвеска автомобиля была стандартной на полуэллиптических рессорах. На задней подвески устанавливались дополнительные рессоры (подрессорники).
Расход топлива на асфальтированной дороге составлял примерно 30 литров на 100 км, по грунтовой дороге примерно 35 литров. Топливный бак устанавливался на правом лонжероне и вмещал 225 литров топлива. На опытных машинах ставился бак на 150 литров, на самосвалах - 105 литров. Максимальная скорость по хорошей дороге была около 70 км/ч.
До 1959 года на ЯАЗе выпустили всего лишь 1763 грузовика. Ярославский завод не мог выполнить задачу партии по объему выпускаемых автомобилей и производство ЯАЗ-200 было переданно на Минский автомобильный завод, где его продолжили производить до 1965 года под маркой МАЗ.
*Фотографии взяты из общедоступных источников.