В последнее время возникает все больше сомнений: действительно ли Шекспир написал все «шекспировские драмы»? Может быть, живший на рубеже XVI–XVII веков человек по имени Уильям Шекспир – всего лишь иллюзия? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Давайте рассмотрим психопатологический портрет самого Шекспира и его возможного альтер эго.
Не сохранилось его подлинных рукописей, нет и переписки с издателями, в завещании – ни одного слова о литературных трудах, имя Шекспира на обложке сочинений появилось впервые в 1620 году (по другим данным, на некоторых изданиях с 1598 года), когда сам актер был уже мертв. Современники, впрочем, уверены в существовании Шекспира-драматурга, что подтверждает стихотворение Бена Джонсона, друга, который пишет: «твои писанья, признаюсь, достойны всех похвал людей и муз».
Сейчас может вызвать удивление, что никто из современников Шекспира не взял на себя труд написать биографию величайшего поэта и драматурга. С официальной биографией Шекспира много неясностей, и о его личности можно строить только самые поверхностные предположения. Воспользуемся дедуктивным методом Шерлока Холмса. Его создатель Конан Дойл тоже не обошел врачебным взглядом своего великого соотечественника, заявив, что «Шекспир умер… от какого-то нервного заболевания. Об этом говорит и все возрастающая неразборчивость его подписи. Возможно, у него была динамиче¬ская атаксия, особый бич людей с творческим воображением».
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ
Возможная гомосексуальность Шекспира (скорее всего, бисексуальность), учитывая тип его личности, удивления не вызывает. Поразительно другое – как сыну ремесленника удалось стать лучшим драматургом всех времен и народов. Остается признать, что неисчерпаемая фантазия Шекспира в гипоманиакальном состоянии многократно превышала его знания.
Сразу договоримся не задавать вопрос «А так ли это было на самом деле?». Как остроумно заметил польский юморист Станислав Ежи Лец, «в жизни все не так, как на самом деле».
АКТЕР? ЭТО ЖЕ НЕПРИЛИЧНО…
Естественно представить себе молодого Шекспира бурным гением, полным сил и энергии, которая иногда переходила грани дозволенного. Если бы Уильям придерживался строгих пуританских правил, едва ли его привлек бы театр. А между тем он отказался от почтенной профессии перчаточника, чтобы стать актером. И занялся делом, которое считалось в те времена унизительным. Почти все известное о молодом Шекспире свидетельствует о частом нарушении им общепринятых норм. Это подтверждает и его женитьба в возрасте 18 лет на женщине старше его на восемь лет.
Мало что известно о жизни драматурга с 1585 по 1592 год. Лишь легенды подтверждают, что в это время Шекспир пил взахлеб темный йоркширский эль и… сочинял хроники, ренессансные комедии и «трагедию ужасов» («Тит Ан¬дроник»). Видимо, пиво не являлось помехой его творчеству.
В 1601 году в жизни Шекспира произошло какое-то потрясшее все его существо событие. Он стал практически иным человеком и творчество его приняло иной характер. Был ли это все тот же «Шекспир» или какой-то другой человек?
ПИР ПАТОЛОГИЙ
Шекспир, вопреки всем другим драматургам, часто выходил за рамки психологии и смело вторгался в область психиатрии.
Галлюцинации описаны у Гамлета, Макбета, Ричарда III, Брута.
Паранойяльное развитие личности можно отметить у Отелло («Отелло»).
Гипоманиакальную личность представляет собой Фальстаф («Виндзорские насмешницы»).
Депрессивное состояние, галлюцинации зрения и слуха, неврастенический характер мы видим у Гамлета («Гамлет»).
Меланхолическим темпераментом награжден Жак в пьесе «Как вам это понравится».
Психоз описан у Тимона Афинскаго, короля Лира и Офелии.
«ЗА» ШЕКСПИРА
Существует много свидетельств того, что Шекспир сочинял очень быстро. Об этом пишет Бен Джонсон, который близко знал его: «Помнится, актеры часто говорили, желая восхвалить Шекспира, что когда он писал, то… никогда не вычеркнул ни строчки…» О быстроте, с какой писал Шекспир, есть свидетельство и самих актеров. Друзья, работавшие с Шекспиром в театре долгие годы, вспоминали: «Его мысль всегда поспевала за пером, и задуманное он выражал с такой легкостью, что в его бумагах мы не нашли почти никаких помарок».
Вполне возможно, что, создавая свои драмы, Шекспир, как и любой автор, выражал в них свои собственные переживания. Таким образом, некоторые фобии, которые проявляются в речи или поступках персонажей, могли иметь черты личной тревоги автора. Его подсознание чувствовало свои болезни и находило способы лечения их театром. Чем не психотерапевтический метод «терапии творческим самовыражением» Марка Бурно?
Необузданность его темперамента нередко сменялась глубокой меланхолией. Можно предположить, что в момент возникновения идеи о Гамлете психическое состояние Шекспира было неустойчивым, а из этого сделать заключение, что автор мог то печальное, что чувствовал и переживал, воплотить в образе Гамлета.
Добавим, что с академической точки зрения все шекспировские произведения считаются написанными самим Уильямом Шекспиром.
«ПРОТИВ» ШЕКСПИРА
Члены лондонского Общества Фрэнсиса Бэкона, возникшего еще в XIX веке, единодушно признают, что Бэкон был истинным автором сочинений Шек-спира. Бэкона считают сыном Елизаветы Тюдор – английской «королевы-девственницы», которая признавала его своим сыном «тайно, но не открыто». Разумеется, человек, занимавший столь высокое социальное положение (он занимал должность лорд-канцлера), не мог «опуститься» до театрального ремесла. Отлично и разносторонне образованный философ и политический деятель якобы сам сочинял драмы и отдавал их Шекспиру, надеясь, что потомки со временем разгадают его тайну.
На «роль Шекспира» предлагались и другие кандидатуры, в основном родовитые и получившие хорошее образование, такие как драматург-трагик Кристофер Марло (1564–1593). Его смерть в пьяной драке была якобы инсценирована, и он продолжал писать под именем Шекспира. Называют также имя английского государственного деятеля и лорда-камергера Эдуарда де Вера (1550–1604). А может быть, за псевдонимом «Шекспир» скрывалась целая группа писателей?
НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО
Известно, что Исаак Ньютон, родившийся в 1642 году, то есть через 26 лет после смерти Шекспира, открыл закон тяготения. Он мог бы не прибегать к наблюдению за падающим с дерева яблоком, чтобы сделать свое знаменитое открытие. Последнее четко сформулировано Шекспиром в пьесе «Троил и Крессида». Героиня говорит: «Основа здания моей любви прочна, как самый центр Земли, все к себе притягивающий».
Это все равно что объяснить неотразимое влияние лермонтовского Демона на Тамару научно не объясненным в то время гипнотическим внушением. Но тогда еще острее встает вопрос: мог ли быть таким прозорливым обычный драматург? Нам трудно согласиться с тем, что гению доступно недоступное.
Не сохранилось никаких свидетельств о том, что Уильям Шекспир получил хоть какое-то образование, тогда как словарный запас его произведений, по разным подсчетам, составляет от 17 500 до 29 000 слов и в них проявляется глубокое знание истории и литературы.
Собрав все эти факты, противники традиционной версии сделали вывод, что литературная карьера Шекспира была сфальсифицирована.
ОНА – ПИШЕМ, ОН – В УМЕ
Переводчики шекспировских сонетов из ханжеских побуждений иногда прибегали к текстуальной манипуляции и заменяли в них местоимения мужского рода на женские. Сэмюэл Батлер в опубликованном им в 1899 году издании «Сонетов» первым указал на гомосексуальный характер отношений и чувств, адресованных некоему другу. При этом не удержался от резких выражений, заявляя о «роковом позоре» и «об очень грязной истории».
Биографы до сих пор спорят о характере взаимоотношений драматурга с его знатным покровителем, молодым красавцем графом Саутгемптоном, которому предположительно посвящены многие шекспировские сонеты. Если принять сонеты, написанные от первого лица, за личную исповедь, то поэт явно бисексуален: «Два друга, две любви владеют мной: мужчина светлокудрый, светлоокий и женщина, в чьих взорах мрак ночной».
ТРЕТЬИМ БУДЕШЬ?
В марте 1616 года у Шекспира гостили поэт Майкл Дрейтон и драматург Бен Джонсон. О встрече трех писателей сохранилось предание, записанное стратфордским викарием в своем дневнике: «Шекспир, Дрейтон и Бен Джонсон, кажется, выпили слишком крепко, ибо Шекспир умер от лихорадки, которая у него после этого началась». Показания о «лихорадке», вызванной перепоем, возбуждают сомнения. Но если принять предположение о болезненном состоянии Шекспира в последние годы, то нас не удивит, что излишняя доза вина могла вызвать резкое ухудшение состояния его здоровья.
Современники Шекспира нередко посвящали сонеты своим возлюбленным, что не является чем-то уникальным со времени зарождения самой поэзии. У Шекспира есть несколько сонетов, посвященных женщине, но таких всего лишь двадцать пять. Остальные же сонеты – их свыше ста – посвящены другу поэта. Кандидатов на этого «друга» более чем достаточно. Называют и графа Пембрука, и меценатов Шекспира – Уильяма Герберта, который был на четырнадцать лет моложе поэта, и самого графа Саутгемптона.
Можно сколько угодно маскировать отношения Шекспира с «юным красавцем», но проще процитировать его сонет: «Задуман был как лучшая из женщин, безумною природою затем ненужным был придатком ты увенчан…»
ЯСНОСТЬ БЕЗУМИЯ
В нашей рубрике невозможно обойти вниманием вопросы патографического характера: влияния психических расстройств на творческий процесс, взаимоотношения пороков и болезней с психикой человека. Вот только несколько цитат из шекспировских пьес, не требующих дополнительного комментария: «Кто в детстве так умен, живет недолго», «Поэта взор в возвышенном безумье блуждает между небом и землей», «Но боги, чтобы сделать нас людьми, пороками нас наделяют», «Большое горе – меньшее целит».
Расшифруем врачебным языком лишь последнюю цитату. Из психиатрической практики известно, что физическая боль может уменьшать чувство тоски. Помимо «отвлекающего» психологического действия этот феномен имеет свой нейрофизиологический механизм: чтобы снять боль, организм начинает вырабатывать морфиноподобные вещества, так называемые эндогенные опиаты. Когда боль утихает, оказавшиеся в переизбытке эндогенные опиаты, действуя наркотически, уменьшают выраженность тоски.
Расстройство психики – один из шекспировских способов просветления разума. Король Лир «прозревает», впав в безумие, а в сошедшей с ума Офелии просыпается мудрость пророчицы. Сомнамбулическое состояние леди Макбет – тоже вариант ясности ума. Так что идеи Чезаре Ломброзо были во многом предвосхищены еще Шекспиром.
Полезно?
Александр Шувалов
С 1987 г. и по 2017 год работал заведующим Психоневрологическим диспансерным отделением Центральной городской больницы им. М.В. Гольца в г. Фрязино (Подмосковье).