В диалоге с моим собеседником вчера, я вышла на понимание необходимости понять свою роль….в истории. Да нет здесь мании величия вовсе!
Просто я осознала, что за любым нашим поступком или действием всегда стоит История! Да, в спину мне всегда дышат предки, и я чувствую их огорчение моим неправедным поступком и ликование – если всё удалось и я испытываю радостные эмоции. Вместе с ними, так вот мне кажется. И для меня семья, родители, деды и прадеды, в глобальном смысле есть главная движущая сила Истории и еще более масштабно – Человечества.
Они меня научили понимать, что такое хорошо и что такое плохо – глубинную суть своих поступков с младенчества. Прямо в тот момент, когда я неразумное дитятко захотела дернуть маму за волосы, а она, крепко сжав мою ручонку, сказала строго: «Мне больно!». Такая реакция всегда ласковой и доброй мамы наверняка вызывает массу странных эмоций: страх, боль, обида…
Но это всегда урок – как нельзя поступать.
Когда мы детям читаем сказки, то непременно включаем либо добрые, либо пугающие интонации - актерствуем, в некотором смысле.
Например. Собираются звери в Теремок, все друг другу помогают, дружно живут, в уюте и тепле. НО приходит некто огромный, грозный и разрушает их комфортный дом.
Залез медведь на крышу и Трааах!! – дом разрушил, убил не только жилище, защищающее от дождя, зноя и снега, но и счастливые эмоции дружбы и любви. Вроде, такая обычная сказочная история про Теремок, рассказанная 4-месячной дочке ее мамой, а малышка заплакала в финале. Да, от эмоционального воздействия мамы, но девочка, еще не умеющая говорить, уже всё понимает.
А «столичная штучка», чайлд-фри с опытом воспитания исключительно по психотреннингам американского образца взаимоотношений токсичных родителей и не менее токсичных детей, торжествующе в этот момент подумает: «Вот! Это мамаша тупо манипулирует чувствами грудного ребенка».
Для справки.
Манипуляция -
«это форма психологического воздействия, которая исполняется искусно и ведет к скрытому желанию у другого человека намерений, которые не совпадают с его желаниями. Важно отметить, что манипулятор делает все возможное, чтобы адресат воспринимал данные мысли, решения, чувства и действия как свои собственные, а не навязанные извне, а также считал себя ответственными за них».
Мне кажется, что это слово стало чересчур модным и несет неоправданно огромный негативный окрас.
Как иначе воспитывать ребенка, если не через эмоции?
Противники эмоционального воспитания должны понимать, что чувства формируются в самом раннем возрасте. Им психологи не рассказывают, что нельзя все воспринимать так плоско и что хорошее в их жизни, помимо страстей вокруг родителей - манипуляторов идет из семьи, из прочитанных и мамой, и бабушкой сказок перед сном, под мягким светом ночной лампы, чтобы сны снились чистые, про мечту и любовь, которая непременно их найдет потом, со временем. Помните?
«Сны ведь снятся неспроста,
На заре роса чиста,
Бродит по росе мечта.
Пусть она найдётся,
Явью обернётся мечта.»
Мама всегда мечтает о счастливом будущем своих детей и всё для этого делает. Порой, инстинктивно.
Это я сейчас знаю, что характер ребенка формируется до 12 лет, а японцы считают – до 5 лет. В любом случае характер — это те эмоции, которые возникают у детей спонтанно. В молодости же я просто действовала по алгоритму, заложенному в меня семьей. Рассказывала максимально эмоционально, что плохо и потому опасно, а что хорошо и потому полезно для их будущего.
Позже, в университете умные психологи объяснили, как именно устроен мозг и как разные его участки отвечают за различные функции. И что в той части мозга, где идет формирование эмоций, происходит еще и формирование творческого потенциала. Они не могут существовать раздельно.
Вспоминаю, как-то я вернулась из школы после очередного педсовета достаточно поздно. Почти всех детей из детского сада уже забрали. Захожу в группу, воспитательница закрывает толстую книгу с русскими народными сказками, которую до моего прихода читала моему сыну. В этот момент он сидел уже совсем один за столиком и у разбирал какие-то разноцветные штучки на столе. Тихонько окликаю:
- Игорёша!...Реакции никакой.
- Сынуля! – уже чуть громче зову сына. Поднимает голову, но смотрит сквозь меня. Опять глаза опускаются вниз.
- Игорь, мама пришла! – заинтересовалась реакцией сына уже и воспитательница.
Рассеянный взгляд скользит по нашим лицам, задумчивый, погруженный в себя. Потому вздохнул чуть огорченно, отодвинул игрушки, и, наконец-то, ласково улыбнулся мне. Я не спросила, какая именно сказка его вывела в такое состояние глубокой задумчивости.
Последние исследования мозга показали, что при работе той области, которая отвечает за логику, резко снижается активность другой части мозга, которая формирует эмоции и занимается творчеством. Я сына внезапно окликнула, а в этот момент у него активно работала другая область мозга, отвечающая за латеральное (эмоциональное, творческое) мышление, что может говорить о глубоком погружении в прочитанный воспитателем текст или в игру на столе.
Потом я часто фиксировала эти моменты погружения, когда читала детям на ночь уже не сказки, а стихи Пушкина, Фета, Тютчева, Ахматовой, Пастернака, Цветаевой, четко понимая, что гармонией и эмоциями великих поэтов, я пытаюсь сформировать в детях характер и творческие способности – они же возникают не на пустом месте. А кто был ничем, никогда не станет личностью.
Это была манипуляция эмоциями детей, навязанная мной, извне?
Да! Мать-ехидна, как истинный манипулятор, делала всё возможное, чтобы в последующем «...адресат воспринимал данные мысли, решения, чувства и действия как свои собственные, а не навязанные извне».
Но это же было во благо им в будущем. В конце концов в лидеры выдвигаются те, у кого лучше было развито творческое мышление, конечно, при наличии определенной базы знаний - интеллекта. А человек с развитым латеральным мышлением, как мне объясняли, лучше применяет те знания, которые получил ранее.
Тем более, что школьные методики преподавания советской школы были выстроены больше под развитие логического мышления. С моими детьми всё еще сложнее – они оба учились в физико-математической школе. Напомню, что при развитии логического мышления происходит ухудшение развития эмоционального, и я понимала необходимость развития их творческого потенциала, поэтому подключила и книги, и музыкальную школу, и домашние капустники на литературную тематику. В результате, дочь великолепно писала сочинения и участвовала в олимпиадах по литературе, а сын в 13 лет вообще начал писать стихи, что мне очень помогло - нет более удобного способа сублимации адреналиновых процессов подростков; обо всех его страхах, душевных переживаниях я мгновенно узнавала из стихов и могла принимать какие-то меры.
Манипулируя его чувствами? Да нет же! Помогая ему пережить сложный период формирования характера мужчины.
К чему я обрушила на вас размышления о прошлом?
Любая, правильно преподнесенная история (книга, сказка, фильм, новость) призвана пробудить сознание человека, и не важно состоявшаяся это личность или школьник, подросток. Важно через эмоции - хорошо или плохо – заставить размышлять. Увидеть персонажей истории живыми, способными на чувства. И попытаться понять, что движет историческими процессами и куда это может привести.
Поэтому мне кажется, что любой воспитатель или учитель – в высоком понимании слова «наставник» - непременно должен быть немного актёром.
А вот как донести правду, если она может шокировать эмоционально не стабильных людей? Особенно, если они дурно воспитаны и образованы…
Толпу таких эмоциональных невежд легко вывести на улицы и заставить совершать действия, губительные для будущего мира. В этом случае, конечно, манипуляторы во главе толпы опасны.
И мы с вами в сетях, в спорах, дискуссиях тоже несем ответственность за таких людей.
ПОэтому думать нужно, думать, а не просто шашк… словом махать.
«Дорога в рай и дорога в ад вначале расходятся лишь на толщину волоса»
Игнатий Лойола. Инквизитор.