Автомобильный рынок в России после санкций и ухода большинства привычных брендов претерпел серьезные изменения. О том, на чем в скором времени будут ездить россияне, BFM Кубань поговорил с автоэкспертом и видеоблогером Артемом Зайцевым
«Есть три ключевых китайских бренда»
– Артем, скажите, как развивается автомобильный рынок в России? Куда мы движемся? Какие основные направления?
Артем Зайцев: Сейчас внутренний рынок в России развивается через внутреннее производство. У нас растет производство автомобилей ВАЗ. Модели ВАЗ занимают порядка 30% рынка. Если говорить о 2022 годе, то было порядка 20%. У нас ушли все японские бренды, Kia и Hyundai уйдут до конца 2023 года. Ушли все европейцы и американцы. Сейчас к нам активно заходят китайские автомобили. Они уже были у нас в стране представлены тремя брендами — Chery, Haval и Geely. Сейчас эта линейка расширяется.
И еще идет параллельный импорт. С учетом введенного утильсбора он, конечно, приостановил немного темп, но в конечном итоге люди под это дело подстроятся и автомобили дальше поедут в Россию. И праворукие, и корейские, и немецкие.
– Помогите разобраться в китайском автопроме, что это вообще такое? В последнее время появилось столько марок и моделей, что мы не успеваем за всем следить.
Артем Зайцев: Тут все очень просто. Если мы говорим о ключевых брендах, которые я уже называл, то у нас к Chery можно прикрепить Omoda, Jetour, Jaecoo, Exeed, Kaiyi. Основная проблема «китайцев» состоит в том, что сложно произносить их названия. У нас появились такие машины, как Tank. Все не понимают, откуда она взялась, но по факту это Haval, компания Great Wall. Компания выпускает внедорожники, и они зашли к нам с такими автомобилями. Дальше у нас идут автомобили Changan. Это такие, очень красивые, дизайнерские автомобили, с такой «птичкой» на логотипе. Нам просто нужно привыкнуть к этим автомобилям.
Есть еще крупные компании, которые уже были в нашей стране. Например, GAC из Гуанчжоу. Одна из крупнейших корпораций, которая принадлежит правительству Китая. Они тоже сейчас заходят к нам и будут завозить новые модели. Надо понимать, что мы со временем ко всему этому привыкнем. Все будет зависеть от наличия дилеров, от их распространенности. Эти машины станут для нас «родными» через год-полтора. Мы все будем понимать — что, откуда и зачем.
– Но ранее среди российских автолюбителей доверие к китайским автомобилям стремилось к нулю. Что сейчас это за машины, поднялось ли их качество и насколько?
Артем Зайцев: Ранее китайцы, в начале 2000-х и до середины 2010-х, завезли к нам много «сырых» автомобилей. Различные машины, вроде Lifan, которые гнили, цвели и были плохого качества. Они ломались и были сложными в ремонте и запчастях. Сейчас китайские производители поняли, что им нужно занимать рынок качественными продуктами. Они стараются нам везти и прогрессивные автомобили, и новые модели, расширяют линейки. С Китаем проблема, конечно, с ценой. Сейчас цена на китайские автомобили, в основном, превышает более 2 млн. У них нет машин от 1 до 2 млн, или это какие-то машинки посредственного качества. Я бы сказал, они хуже по качеству той же Lada Vesta.
– За счет чего такая цена? Это идет от себестоимости или, возможно, какой-то сговор между китайскими марками?
Артем Зайцев: В принципе все автомобили подорожали. Еще у нас ввели утильсбор, который для юридический лиц может доходить до 1 млн с одного автомобиля. Но автомобили подорожали до введения утильсбора, как и наши автомобили. С чем это связано, я не знаю. В Китае все те же модели стоят на 1-1,5 млн дешевле. Какие-то популярные автомобили, например Exeed, которые позиционируются у нас как премиальные, стоят 4,5 млн у нас, а там около 3 млн. С чем это связано, я не знаю. К сожалению, не осведомлен в этом вопросе. Но вот такая сложилась ситуация.
«АвтоВАЗ все равно понятнее и надежнее»
– Сообщалось, что к нам будут заходить производители из других стран. Например, из Ирана. Что можете сказать об этих автомобилях?
Артем Зайцев: Уже Иран к нам заходил, компания у них называется Iran Khodro. Заходили они с маркой Samand. Эта машина была сделана на основе старого Pegeout 406 и не нашла своих покупателей, потому что конструктив у нее конца 80-х-90-х. Сейчас они планировали зайти к нам еще с одной машиной, называется она Tara. Этот автомобиль построен уже на базе Pegeout 301, это довольно таки неплохой автомобиль. Но если наши потребители узнают, что машина построена на базе Pegeout, то у нее могут быть проблемы. Потому что у нас очень скептически относятся к французским машинам. В принципе, автомобиль неплохой, база неплохая. Это автомобиль похожий на Volkswagen Polo, и если у нее будет интересная цена, конкурентоспособная с Китаем, то они могут добиться успеха, потому что рынок по сути пуст. Какие-то ниши им занимать надо. Вопрос цены.
– Какие еще могут быть новинки на российском рынке, кроме китайских и иранских автомобилей?
Артем Зайцев: Сложно сказать, какие марки к нам будут заходить. Думаю, что Китай никого особо пускать не будет. Тому же Ирану они будут вставлять палки в колеса. Может быть Volkswagen через Китай к нам зайдет. Есть такая марка Jetta. Был когда-то Volkswagen Jetta, а сейчас есть Jetta VA3, аналог Volkswagen Polo, он производится в Китае. Кстати, в Китае автомобили Volkswagen распространены, они тесно сотрудничают, это один из их крупных рынков. И вот эту машину к нам сейчас завозят параллельным импортом. Если Volkswagen не захочет потерять здесь долю рынка, может быть под другим брендом они тоже зайдут к нам.
– В целом, что сейчас посоветуете покупателю — приобретать что-то из иномарок или отечественный автопром?
Артем Зайцев: Тут все зависит от бюджета покупателя. Если мы говорим о новых автомобилях, то до 1 млн это только Lada Granta, больше выбора и нет. От 1 до 2 млн это китайский Alsvin или наша Vesta. Лично для меня Vesta ближе, понятнее, ремонтопригоднее, надежнее. Не то, чтобы надежнее технически, а именно из-за того, что это проверенная машина и на любом углу мы можем купить запчасти, никаких проблем с этим не будет. У таких производителей, как Chery или Haval все же были проблемы с запчастями, на те же коробки, еще полгода назад люди сталкивались с такими проблемами. Сейчас ситуация изменилась в плане ремонтов. Например, на распространенном Volkswagen Polo починить мотор стоит порядка 200 тысяч, а запчасти, бывает, люди ждут до двух месяцев.
«Свой «Москвич» мы увидим через 5-10 лет»
– АвтоВАЗ недавно объявил о старте онлайн-продаж. Насколько перспективен этот сегмент рынка, когда можно будет без проблем купить авто в интернете?
Артем Зайцев: Это пробный проект, который запустился только в Тольятти у трех дилеров. Там необходимо оформить кредит, но все равно идет дилерская нагрузка, вся финансовая наценка. И по факту покупатель у дилера эту машину и забирает. Проблема с дилерами у нас возникла в «ковид», когда начался дефицит автомобилей, что корейских, что русских. Я немного скажу грубо, но дилеры у нас иногда действуют как вымогатели. Ты приходишь в автосалон, хочешь купить нашу русскую машину, обычную. Например, цена комплектации по прайсу — 1 млн 100 тыс. А тебе говорят так — вот стоит машина за 1 млн 200 тыс., у нее «локеры», «золотые» коврики, различные дешевые автомагнитолы, установленные за большие деньги. В конечном итоге, ты или сейчас берешь за 1 млн 230 тыс., или ждешь три месяца и покупаешь за 1 млн 100 тыс. То есть даже с новыми машинами получается дефицит. Не знаю, искусственный он или нет, но даже нашу машину сейчас купить проблематично.
– Артем, а что будет с такими марками, как «Москвич»? Есть перспектива увидеть автомобиль собственного производства, а не перелицованного «китайца»?
Артем Зайцев: Думаю, что в ближайшее время мы будем ездить на перелицованных китайцах. Сейчас это крупноузловая сборка. Следующим этапом будет локальная сборка — привезут оборудование, какие-то сварочные роботы. Будет сборка моторов и других агрегатов. У нас есть культура производства за счет европейских марок, которые сейчас ушли. Но надо подстраиваться уже под Китай, под те машины, которые приходят оттуда. «Москвич» выбрал JAC, потому что это одна из старейших компаний Китая. Я не скажу, что это лучшая модель, JAC S3, который у нас «Москвич 3». Но это автомобиль прогрессивнее тех, что мы производим. Но и цена на них тоже высокая. Это первый шаг к развитию. Пока своей базы у «Москвича» не будет. Когда они уже сами начнут развиваться на базе этих автомобилей и каких-то агрегатов, которые будут браться по лицензии у того же JAC, вот тогда мы увидим свои машины. Но на это уйдет еще 5-10 лет, не меньше.
«На вторичном рынке образовался дефицит»
– Что у нас со вторичным рынком? Из-за ухода европейских брендов цена поднялась и там. Можно найти сейчас что-то прилично и за какие деньги?
Артем Зайцев: На вторичном рынке возникла одна большая проблема. Люди, у которых хорошие автомобили на руках, они не стремятся их продать вообще. Они понимают — если сейчас продадут автомобиль, то что возьмут на замену? У многих не хватает денег на новый автомобиль, потому что они подорожали, и люди стараются придерживать автомобили. На вторичном рынке во всех сегментах возник дефицит автомобилей.
Плюс автомобили очень сильно поднялись в цене. Если мы возьмем за основу какой-нибудь Ford Focus 2, очень популярный на вторичном рынке, он раньше стоил 450-500 тысяч, то сейчас цена приближается к 900 тысячам. Если это машины с маленькими пробегами, то цены переваливают за 1 млн. Люди хорошие машины держат, понимая, что они тоже вырастут в цене. И пока они не приблизятся максимально к новым автомобилям, многие продавать не будут.
Как будет развиваться вторичный рынок. Пока в России достаточно автомобилей, в том плане, что их много. А вот хороших предложений мало. Раньше люди стремились купить некрашеные авто, с минимальным количеством владельцев, и можно было выбрать. То есть 3-4-5 машин было в определенных сегментах в городе Краснодар. То сейчас, бывает, когда автоподбор заказывают, даже с хорошими деньгами купить хороший автомобиль невозможно. Их просто нет физически. И ситуация постепенно усугубляется. Или хорошие машины сдаются в «трейд-ин», а оттуда попадают к знакомым... Многие авто до таких площадок, как «Авито» даже не доходят. Или они попадают к перекупщикам, которые делают свою максимальную наценку, и эти автомобили за бешеные деньги так или иначе продаются. То есть ситуация сложная.
– Наверняка владельцы европейских, американских, японских, корейских брендов столкнулись с проблемой сервисного обслуживания. Как с этим дела обстоят сейчас?
Артем Зайцев: Если говорить о сервисном обслуживании, то корейские бренды сохранили гарантию на автомобили, которые были проданы. Если говорить об американских марках, то да, у них есть проблемы с запчастями. Они и раньше были — для серьезного ремонта агрегаты привозили из Америки, сейчас это стало сложнее. Если говорить по обслуживанию, по наличию запчастей, то запчасти есть. Но они сильно подорожали. Сработал и курс доллара, и дефицит. Многие запчасти выросли в цене в два и более раз.
– Недавно Центробанк повысил ключевую ставку до 15%. Прогнозируют, что соответственно повысятся ставки и по автокредитам. Какой совет дадите людям, которые хотят автомобиль — подождать или брать сейчас?
Артем Зайцев: Сейчас средняя процентная ставка по автокредитам порядка 18%, исключая льготные программы. Если вы напрямую идете, то сейчас брать машину в кредит очень невыгодно. Берут, в основном, на 5-7 лет, а ставка, скорее всего, упадет. И ставка напрямую скажется на продажах новых автомобилей. С другой стороны, наших людей ничем не напугать — ни ставками, ни платежами. Если нашему человеку нужна машина, то он пойдет и купит ее. Поэтому тут совет простой — если вам нужен автомобиль, то можно договориться с дилером и получить дополнительную скидку. Возможно, в «трейд-ин» привезти машину, которая сейчас есть на руках. Добиваться максимальных скидок от дилера, только такой вариант.