"Программирование, по своей сути, является практически полностью прикладным видом деятельности. По крайней мере это справедливо, когда речь идет о том, чтобы что-то создать" - подобное утверждение я встречал у множества различных состоявшихся программистов, который склонен считать достойными специалистами.
Языки программирования, библиотеки, фреймворки, среды разработки и многое другое - по своей сути просто инструменты. Такие же инструменты, как столовые приборы, кастрюли, сковороды, отвертки и пассатижи, ручки и карандаши. Никто в здравом уме не возьмёт в руки перфоратор и не начнет изучать его до последнего винтика, прежде чем начать им пользоваться. Так же и я собираюсь углубляться в изучение отдельно взятых возможностей и функционала тогда, когда это станет необходимым. Если мне нежно повесить полочку на монолитную стену, я прочитаю инструкцию к перфоратору и посмотрю какое сверло (бур) мне нужно использовать. Затем приступлю к задаче. Я не стану тратить время на ненужные подробности или аспекты, которые не понадобятся в конкретный момент.
Метод Джастина Сонга
Джастин Сонг - весьма известный эксперт в области образования и методов обучения. Речь пойдет о предложенном им методе.
Я сам лишь берусь пробовать данную методику и буду обучаться ей по ходу своего обучения. Возможно оптимизировать и подстраивать под себя.
Сперва о том, почему оно должно работать.
- Мозг очень успешно избавляется от ненужной информации.
Мы, ежесекундно, получаем тонны информации. 90% из нее, а может и больше - мозг просто выкидывает за ненадобностью. Кто прошел мимо вас на улице, цвет и марка проезжающих автомобилей. Нужно заставить его откладывать информацию полезную для нас.
- Повторение/зубрежка - не работают.
Причина все в той же фильтрации. Мы можем выучить что-то, но пропихнуть это через фильтр и заставить задержаться в памяти сложно - информация не представляет ценности. Она не используется.
- Знания в нашей памяти хранятся определенным образом. Это не какой-то упорядоченный список. Знания представляют собой огромную перемешанную кучу, в которой все взаимосвязано. Своего рода Граф. И вспоминаем мы информацию не конкретно, а по логическим цепочкам. По связям, которые мозг выстраивает от одного знания к другому.
- Джастин Сонг предлагает организовать эту кучу в линейный список, как мы привыкли видеть учебники, но сделать это в том порядке, как это воспринимается вашим мозгом. Т.е создать структуру, которая будет наиболее понятна вам, а не автору очередного курса или учебника.
Каждый из нас организует свою собственную кучу знаний. Свой собственный Граф. И Граф, созданный одним человеком маловероятно, что вам подойдет.
Знания в Графе должны на что-то опираться. Иметь некое базовое знание, с которого все и начнется. Не факт, что это знание у вас есть. Открываете вы очередной мучебник и понимаете, что ничего не понимаете, а в помощь вам синтетические примеры того, что можно делать и как, но без четкого понимания - зачем. В итоге ваше обучение пойдет, скорее всего, не тем путем, который задумывал автор. Каркас ваших знаний будет не правильным, а структура кривой и, вам же, не понятной.
Алгоритм на практике
Что нам предлагают? Вполне четкую последовательность действий.
Сперва: создаем собственный словарь из ключевых и, как нам кажется, важных терминов. Берем курс, учебник, по которым учимся и бегло раздел содержания, описание. Выдергиваем оттуда все, что нам покажется важным, нужным и интересным. В том порядке и последовательности, которые посчитаем нужным.
Создаем карту взаимосвязей: берем все эти выписанные термины и начинаем выстраивать связи между ними. Что куда и к чему относится. Что от чего зависит и т.д. Мы выстраиваем связи не между терминами, а между теми смыслами, которые они несут. И чтобы развивать эти связи, стоит придерживаться некоторых правил.
- Для начала, не стоит вглубь погружаться сразу. Создавая карту (Граф) просто поверхностно ознакомлявшемся с изучаемой темой.
- Строго ограничьте количество тем в одной группе. От двух и не более 4х.
Например ягоды: арбуз, виноград, брусника, малина. Стоп! Можно было бы больше ягод в группу написать, но группа будет переполнена. Соответственно нужно думать, как эту группу разбить. Это уже обработка информации мозгом. Он перестает распознавать ее, как ненужную. Ягоды можно распределить на те, что растут на земле и на кустах. Уже начинаются формироваться связи на базе изучаемой темы.
Не до конца разобрался что тут и как, но все впереди:))
Мы не строим хаотичную карту. Мы выстраиваем свой собственный порядок на базе той информации, которую получаем. Наш порядок отличается от предложенного автором, но он все еще есть. Этому придется тоже научиться.
Мы, как бы, дурим мозг. Обходим фильтр. И это должно происходить без борьбы и сопротивления, как часто это бывает во время зубрежки.
Мы вовлекаем свой мозг в обработку информации, даже еще не приступив к самому изучению темы. Мозг уже начинает выстраивать различные связи и к моменту, когда наш Граф готов, такой же Граф будет готов и в голове.
Подводя итоги, вот что должно получиться: своего рода RoadMap Android dev персонально для меня. В том виде и формате, в котором мне максимально просто и удобно будет все изучать.
Буду осваивать эту методику на практике и явно не с первой попытки.
Ну, а далее нужно придумать проект, который и будет жертвенным кроликом, на базе которого многое и будет осваиваться. Идеи уже есть.