Приходим мы с дочкой недавно на детскую площадку. Приходим ножками, без коляски. И одна знакомая, с которой мы пересекаемся довольно редко, говорит: «Как же тебе повезло с ребёнком! Идёт смирно, никуда не убегает! А моему только волю дай — тут же под машину бросится!» Я не стала её переубеждать, потому что подобные диалоги у нас уже были: «Тебе повезло! Девочки больше слушаются родителей!», «Тебе повезло! Она у тебя хорошо ест!», «Тебе повезло! Она у тебя такая осторожная!» — и всё в этом духе.
Очень удобно списывать всё на факторы, которые мы никак не можем изменить: пол ребёнка, его знак зодиака, наследственность от нелюбимых родственников и характер. Ну что поделать, таким уж он уродился! Очень удобно обесценивать действия других и списывать всё на везение. И очень страшно и неприятно задаваться другими вопросами: «А что я сделала не так? И что могу сделать сейчас, чтобы исправить ситуацию?»
Повезло ли мне с ребёнком? Конечно, мне повезло в том, что Лида родилась без патологий. Но такое можно сказать про большинство детей. Определённо мне повезло в том, что я свою дочку очень люблю, и мне просто нравится, какой она растёт. Мне нравится её характер, хотя мы далеко не во всём похожи. Иногда она делает что-то такое, что трогает меня до слёз, при том что я её такому не учила. Например, когда я просыпаюсь, то первым делом беру в руки телефон. Вот такая плохая привычка, да. Телефон лежит на прикроватной тумбе. На днях Лида проснулась первее меня и стянула с тумбы телефон. Я было подумала, что она сейчас будет с ним играть, но она вместо этого принесла телефон мне, как бы говоря: «Ну давай уже! Просыпайся!» Это было очень мило. Вот про такие моменты я могу сказать: «Повезло!»
Но если речь, к примеру, о пищевом поведении, о поведении на прогулках, о поведении на детской площадке и о взаимодействии с другими детьми — это ведь совсем другое дело! Любое поведение является приобретённым, «разученным». А учат в таком возрасте только значимые взрослые: мама, папа, бабушка и т.п. Ну не рождаются дети с умением пользоваться ложкой и вилкой! Не рождаются с умением переходить дорогу на зелёный. Не рождаются с тайным знанием, что падать с высоты опасно. Всё приобретается с опытом, через взаимодействие со взрослыми.
Конечно, особенности характера накладывают свой отпечаток на процесс «обучения». Какие-то дети менее склонны к сопротивлению, какие-то будут орать до посинения. Я читала истории о приучении к самостоятельному засыпанию, где ребёнок «смирился и понял» буквально со второго раза. Моя дочь в этом плане — вообще не подарок. Если ей что-то не нравится, она будет орать до потери сознания. Но я не считаю, что мне в этом плане «не повезло», а другим, с более покладистыми детьми, «повезло» больше. Просто у меня вот такой ребёнок, и мне нужно найти к нему подход, чтобы все были счастливы. Я считаю, что поведение моего ребёнка — это полностью моя зона ответственности. И даже если мне в чём-то «не повезло», то я буду искать пути решения.
В этом, на мой взгляд, и заключается осознанный подход к родительству, а не сваливание всё на везение, гороскопы и пол ребёнка.